По вопросам восстановления аккаунта, пишите на mail@rubooki.ru

Михаил Шолохов: Судьба и творчество

Читает Георгий Бальян

Георгий Бальян — заслуженный артист Татарстана.

То, что, куда ни ступит нога армянина, почти везде встретишь земляка — и приятно, и грустно. Приятно, что сразу перейдешь на родной армянский язык, а грустно, что Родина оголяется. То, что в культуре, науке, в воинском деле почти любого народа мира ты обязательно встретишься с именем армянина, вдвойне приятно и вдвойне грустно. Приятно, что наш соотечественник признан и высоко оценен в конкретной стране, но вдвойне грустно, что его труд — не в копилку Армении. . В одном из скромных помещений на Садовом кольце Москвы, недалеко от Комсомольской площади проводился музыкально-литературный вечер. И называлось это место немного старомодно — «Салон Анны Коротковой и Владимира Климова». Скажем прямо, публика была не первой молодости. Многие из присутствующих готовились стать знаменитостями, а редкие знаменитости приходили смотреть, кто им идет на смену.
Я в этот вечер представлял свою новую книгу «Первое рукопожатие» о дружбе поэта Сергея Есенина с деятелями армянской культуры, в частности, с художником Георгием Якуловым. И вдруг после меня на середину зала выходит небольшого роста круглолицый курносый мужчина запенсионного возраста и начинает читать:
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ! . »
Хорошо прочитал. Очень хорошо прочитал. Я кинулся к нему пожать руку и спросил:
— Вы, наверное, наполовину армянин?
— Нет, — ответил чтец, — я полный армянин.
— По фигуре это видно, а так.
— А так, — улыбаясь, сказал он, — мать моя Вардуи Акоповна из Мегри, отец — Анушаван Айрапетович из Карабаха.
Тут в разговор вмешался поэт-сюрреалист (по мнению многих, гений XXI века) Владимир Климов и, одной рукой подтягивая вверх брюки, другой — поглаживая полуметровую бороду, сказал:
— Так это же известный человек — Георгий Бальян, народный артист земли Татарской.
— Не преувеличивай, — остановил его Бальян, — только «заслуженный».
Так я познакомился с человеком очень интересной биографии. Родился в Андижане (Узбекистан), школу и институт (ГИТИС) закончил в Москве, работу актером начал в Татарстане — Казанский Государственный Большой драматический театр им. В. И. Качалова.

Вот что о нем написано в газете «РТ» (14. 03. 98 г. ): «. Георгий Бальян вступил на сцену Качаловского театра в 1950 году и в первой же своей роли — Максима Орлова в спектакле «Свадьба с приданым» — покорил сердца казанцев. Высокий, статный, черноглазый красавец, он воплотил в себе тогдашние представления об идеальном герое — мужественном, открытом, обаятельном. »
Через три года работы в театре Георгию Анушавановичу присваивают звание заслуженного артиста Татарии (1954 г. ).
— Два знаменитых человека вошли в мою биографию, — говорит артист. — Одного из них я сыграл на сцене — это Яков Свердлов, с другим я общался вживую — это Михаил Шолохов.
И, действительно, в Москве, в Центральном Театре Советской Армии режиссер, народный артист СССР Ал. Попов поручил ему роль Якова Свердлова в спектакле «Москва. Кремль» Афиногенова. Интересна подпись под фотографией Бальяна в роли Свердлова, сделанная сыном театрального героя — «Георгию Анушавановичу — воплотившему на сцене образ Якова Михайловича удачнее, чем кто-либо другой. С искренней любовью — Андрей Свердлов. 31. 01. 1959 г. »
Теперь о Шолохове. Вспоминает сам Г. Бальян: «Мое прикосновение к Шолохову — этому великому художнику слова — случилось еще в пору моей театральной молодости, когда в программу «Сердце, врученное бурям» о Ленине я включил фрагмент из его романа «Тихий Дон». Творчество Шолохова долгие годы помогало мне оставаться драматическим актером на эстраде. И вдруг. приглашение посетить в Вешенской самого Шолохова! ». . В 1983 году вся страна отмечала 80-летие великого советского писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова. И в Ростов-на-Дону выехала делегация Союза писателей СССР, возглавляемая Анатолием Сафроновым. В составе делегации был и Георгий Бальян. И когда они оказались в доме у юбиляра, Сафронов сказал:
— Это артист Бальян, он сейчас Шолохову прочтет Шолохова. Он прекрасно читает отрывки из «Тихого Дона» и «Поднятой целины».
Там же был фотограф А. Маслов, который и сделал несколько снимков во время этой встречи.
Будучи в гостях у Георгия Бальяна, я как-то ненароком спросил, бывал ли он в Армении.
— Конечно, бывал, — обрадованно и немного с грустью протянул он и дал мне почитать газету «Ерекоян Ереван» (от 2 марта 1988 г. ).
Там написано, что во время своего выступления в Доме камерной музыки он прочел произведения Бориса Пастернака, Марии Цветаевой, Андрея Вознесенского.
К слову сказать, у меня дома на полке с музыкально-литературными записями рядом с голосом выдающегося народного артиста России и Армении Сурена Кочаряна стоят аудиокассеты с голосом народного артиста Татарстана Георгия Бальяна. На них надписи: «Есенин», «Маяковский», «Шолохов».
Но в архиве 80-летнего артиста есть и такие музыкально-литературные композиции: «Пушкин», «Лермонтов», «Некрасов», «Игорь Северянин», «Саша Черный» и другие.
Ах, как хотелось бы, чтобы было и продолжение: «Чаренц», «Исаакян», «Севак».
Сейчас Георгий Анушаванович готовит к печати книгу со своей богатой событиями и интересными людьми биографией с названием «У каждого — своя правда».
Как автор этой скромной заметки подтверждаю, что все написанное здесь — чистая правда.

Роберт Баблоян.



Доп. информация: Большое спасибо Клубу Любителей Аудиокниг, а также begemotb и tvk за предоставленную книгу!

Релиз от:

Новинки в этом разделе

Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию — Джонс Дэн

Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию — Джонс Дэн

Первые короли династии Плантагенетов унаследовали от своих предков-норманнов залитое кровью царство и превратили его в империю, простиравшуюся от Шотландии до Палестины. В этой эпической хронике мужества, предательства, амбиций и обмана Дэн Джонс воскрешает непокорную королевскую династию, каждый представитель которой был замечательной и запоминающейся фигурой. Перед глазами слушателя пройдут: Генрих II и его жена Алиенора Аквитанская, дважды королева и самая известная женщина в христианском мире…

Интербеллум 1918–1939. Мир между великими войнами — Чаусов Александр, Гром Алексей

Интербеллум 1918–1939. Мир между великими войнами — Чаусов Александр, Гром Алексей

Интербеллум — это период с 1918 по 1939 годы, когда человечество, выйдя из одной глобальной бойни, не просто не учло ошибок прошлого, но приложило максимум усилий, для того, чтобы войти во вторую, ещё более масштабную и страшную войну. Эта книга рассказывает о том, как самые разные страны, и даже целые континенты неотвратимо катились к величайшей катастрофе XX века. О том, как амбиции, жажда экспансии, желание сделать лучше и гордыня, граничащая с откровенной глупостью, привели к жуткой всемирной…

Танковые асы Сталина — Барятинский Михаил

Танковые асы Сталина — Барятинский Михаил

Цикл: Мир танков

Советские танкисты заставили уважать себя даже лучших асов Панцерваффе, которые нехотя, сквозь зубы, но признавали «фантастический боевой дух русских: некоторые танки теряют ход, получив 5–6 прямых попаданий, но их экипажи не сдаются и продолжают вести огонь. Русские танкисты сражаются до последнего снаряда и патрона…». Вот только соотношение потерь бронетехники на советско-германском фронте было 5 к 1 не в нашу пользу — впрочем, и у англичан с американцами оно ничуть не лучше: никто из Союзников…

Враги народа: Величайшая волна преступности в Америке и рождение ФБР — Брайан Барроу

Враги народа: Величайшая волна преступности в Америке и рождение ФБР — Брайан Барроу

Америка 1930-х годов. Овеянная легендами, воспетая Голливудом, лихая и кровавая эпоха бандитов. Банды Малыша Нельсона, Красавчика Флойда, Баркеров-Карписа, Автомата Келли, Бонни и Клайда терроризируют всю страну. Их слава огромна. Но никто из них не сравнится с Джоном Диллинджером — дерзким и неуловимым налётчиком, обаятельным красавцем, которого измученные Великой депрессией простые американцы воспринимали как нового Робин Гуда. Посетители кинотеатров принимались аплодировать, когда в кадрах …

История Рима (сборник) — Моммзен Теодор

История Рима (сборник) — Моммзен Теодор

Римская история до падения республики и начала правления Юлия Цезаря. «История Рима» Теодора Моммзена уже давно стала достоянием науки. Этот энциклопедический труд, переведённый на все основные европейские языки, был впервые опубликован в России ещё в 1858 году, в трёх объёмистых томах. А полвека спустя из печати вышел сокращённый вариант, подготовленный историком Н. Д. Чечулиным. В таком виде эта книга, нисколько не утратившая своих достоинств, стала доступна всем, кого интересует история европейской…

Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 года — Волгин Игорь

Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 года — Волгин Игорь

Книга посвящена трагическому эпизоду XIX столетия и перелому в жизни Достоевского, который завершился инсценировкой смертной казни на Семёновском плацу. Автор, известный писатель и историк, президент Фонда Достоевского, использует впервые обнаруженные архивные материалы и реконструирует неизвестные ранее обстоятельства политического процесса. И даёт острые психологические характеристики главных участников исторической драмы — от Николая I до некогда бывшего другом Пушкина генерала Липранди и доносчика…

Люструм — Харрис Роберт

Люструм — Харрис Роберт

Цикл: Цицерон – 2

В истории Древнего Рима фигура Марка Туллия Цицерона одна из самых значительных и, возможно, самых трагических. Учёный, политик, гениальный оратор, сумевший искусством слова возвыситься до высот власти… Казалось бы, сами боги покровительствуют своему любимцу, усыпая его путь цветами. Но боги — существа переменчивые, человек в их руках — игрушка. И Рим — это не остров блаженных, Рим — это большая арена, где если не победишь ты, то соперники повергнут тебя, и часто со смертельным исходом. Козни…