Тропик Рака

Читает Алексей Киселев

ЭТОТ АМОРАЛЬНЫЙ, ПОРОЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ РОМАН ГЕНРИ МИЛЛЕРА

«На долю Миллера досталось немало похвал, в том числе и от таких магараджей литературы, как Томас Элиот, Эзра Паунд, Эдмунд Уилсон. Паунд ограничился замечанием, шедшим в самый корень: » Вот неприличная книжка, заслуживающая того, чтобы ее читали". Элиот, который даже у Шелли видел сатанинское начало, стал, однако, поклонником Миллера и даже послал автору письмо (хотя и не выступил все же публично). Уилсон был автором одной из первых хвалебных (и, разумеется, накрахмаленных) рецензий на «Тропик Рака». Джордж Оруэлл написал в своем прекрасном очерке: «Это роман человека, который счастлив», – а для Оруэла счастье было едва ли не первой добродетелью. И далее:

«Это единственный оригинальный прозаик из всех появившихся за последние годы в англо-языких странах, который представляет собой определенную ценность».

Да, похвал, и самых громких, было немало. Норман Мейлер, столь заботливо собравший их в своей статье, добавил к ним далеко не худшие. «Миллер начал там, где остановился Хемингуэй, – писал он. – Мы читаем »Тропик Рака", эту книгу грязи, и нам становится радостно. Потому что в грязи есть сила, и в мерзости – метафора. Каким образом – сказать невозможно".

Да, похвал и славы было много, но – потом. А вначале была трудная жизнь, нужда и хула, хула.

В молодости Миллер и не помышлял о писательской славе. Он много путешествовал по Америке. В начале двадцатых – ему было уже за тридцать – оказался в Париже. Мейлер пишет: «Ему почти тридцать. Через несколько лет Хемишуэй напишет »Фиесту", а Фицджеральд «Великого Гэтсби» – оба писателя так много уже сделали к тридцати годам, а Миллеру к тридцати удалось добиться лишь того, что его взяли на телеграф одним из управляющих (Миллер «управлял» мальчишками-курьерами. – В. К. ).

Тем не менее именно тут по-настоящему начинается его литературный путь. И его сексуальный путь тоже. Никогда еще литература не знала подобного симбиоза. Миллер, может быть, единственный писатель во всей истории литературы, о котором можно сказать, что, если бы не его сексуальные чудеса, не было бы, пожалуй, и его литературных чудес. И с другой стороны, если бы не его успех как писателя, неизвестно, сохранил бы он так долго свою жизнеспособность как мужчина".

«Тропик Рака» впервые был опубликован в Париже в 1934 году. И сразу же вызвал немалый интерес (несмотря на ничтожный тираж). «Едва ли существуют две другие книги, – писал позднее Георгий Адамович, о которых сейчас было бы больше толков и споров, чем о романах Генри Миллера »Тропик Рака" и 'Тропик Козерога". К сожалению, людей, которым роман нравился, было куда больше, чем тех, кто решался об этом заявить вслух. А уж чтобы напечатать его на родине. Первая волна популярности поднялась там лишь спустя десятилетие, когда американские солдаты, оказавшись в Париже, на корню раскупили весь его английский тираж. Но минуло еще полтора десятилетия прежде, чем его все-таки решились издать в Штатах, да и то – издателям пришлось выдержать больше полусотни судебных процессов. Разумеется, по обвинению в растлении нравов! Впрочем, все это только ускорило покорение Америки прозою Генри Миллера. Нынче о ней написаны тома исследований, она изучается в университетах, постоянно переиздается, и трудно найти библиотеку или книжную лавку, где не было бы романов «Тропик Рака» и «Тропик Козерога».

На русском «Тропик Рака» впервые был опубликован все в том же Париже, в 1964 году тиражом всего в две сотни экземпляров, больше половины которых попытались было вывезти в Союз, но таможня сию крамолу перехватила и уничтожила. Разумеется, как порнографию. Хотя трудно придумать нечто более далекое от порнографии, чем проза Миллера.

Владимир Канторин

***

Эти романы постепенно уступят место дневникам и автобиографиям, которые могут стать пленительными книгами, если только человек знает, как выбрать из того, что он называет своим опытом, то, что действительно есть его опыт, и как записать эту правду собственной жизни правдиво.

Ральф Уолдо Эмерсон
Доп. информация: Копия с оригинала. Много дополнительных материалов.
Другая раздача (32 кб/с) -

или
зарегистрироваться за 30 секунд,
чтобы скачать магнит

Год издания аудиокниги — 2004

Издательство — Неизвестно

Битрейт — 192 kbps

Длительность неизвестна

Размер аудиокниги — 510.05 MB

Музыка — нет данных

Опубликовано — 14 августа 2007 года в 05:52

WhatsApp
Telegram
ВК
Pinterest
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы написать комментарий

Новинки в этом разделе

Крамер против Крамера — Корман Эвери

Крамер против Крамера — Корман Эвери

Счастливая, казалось бы, жена и мать Джоанна Крамер внезапно уходит из семьи, устав быть только женой и матерью и оставив малыша Билли на руках своего мужа Теда. Растерянный, сбитый с толку, Тед отчаянно пытается сделать то, что раньше не представлял даже возможным, — совместить работу с воспитанием ребёнка. Однако полтора года спустя, когда жизнь Теда и Билли наконец‑то начинает налаживаться, внезапно возвращается Джоанна — не в семью, а с требованием опеки над сыном. Начинается процесс «Крамер…

Момент — Липтрот Эми

Момент — Липтрот Эми

В дебютном романе Эми Липтрот «Выгон» её героиня оставила Лондон ради северного шотландского острова. В новой книге всё наоборот: она возвращается в городские джунгли, надеясь справиться с одиночеством и найти свою любовь. Но и в городе — на сей раз это Берлин — её увлекает глубинное исследование местной фауны: вооружившись биноклем, она разыскивает берлинских ястребов, ворон, енотов. Через поиски следов дикой природы в большом городе и онлайн-знакомства с мужчинами проходит главный нерв этого…

Ловец огней на звёздном поле — Мартин Чарльз

Ловец огней на звёздном поле — Мартин Чарльз

Пронзительная история о поиске себя, отцах, сыновьях и бейсболе. Один летний день перевернул сразу несколько жизней, когда под колёса поезда попала машина с молодой женщиной за рулём. А рядом, на железнодорожных путях, спасатели нашли мальчика — тот и звука не мог издать от страха. Это история двух сирот: одному из них, Чейзу Уокеру, повезло больше, и после череды приёмных семей он наконец обрёл любящего отца в лице дяди Уилли. Другой же, малыш Бадди, пережил в детстве нечто ужасное, и теперь…

Песня учителя — Йорт Вигдис

Песня учителя — Йорт Вигдис

Лотта Бёк — женщина средних лет, которая абсолютно довольна своей жизнью. Она преподаёт в Академии искусств в Осло, её лекции отличаются продуманностью и экспрессией. Когда студент-выпускник режиссёрского факультета Таге Баст просит Лотту принять участие в его художественном проекте, Лотта соглашается, хотя её терзают сомнения (шутка ли, но Таге Баст ею как будто увлечён). Съёмки меняют мировосприятие Лотты. Она впервые видит себя со стороны. И это ей не слишком нравится.

Исповедь маски — Мисима Юкио

Исповедь маски — Мисима Юкио

Дебютный роман великого японского писателя Юкио Мисима, моментально принёсший ему известность. Тонкое и искреннее произведение, написанное Мисимой в 24 года, повествует о взрослении, осознании себя и своей непохожести на других главного героя книги Кими, которое происходит на фоне серьёзных социальных и экономических потрясений, происходящих в Японии. Под пристальными взглядами японского общества юноша пытается бороться со своей «тёмной» стороной и изобретает для себя маску, предназначенную для…