Подпишитесь на нашу Тележку, чтобы быть в курсе!

Ф.М. Достоевский «Бесы»

Радиоспектакль

Читают: П. Семак, Г. Филимонова, О. Дмитриев, С. Курышев и др.

«Бесы» — один из наиболее политизированных романов Достоевского, был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и пр. Непосредственным прообразом сюжета романа стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело С. Г. Нечаева и других по обвинению в убийстве подозреваемого в предательстве студента Ивана Иванова и создании террористической организации.
«Бесы» входит в ряд русских антинигилистических романов, в книге критически разбираются идеи левого толка, в том числе и атеистические, занимавшие умы молодежи того времени.
Роман Фёдора Достоевского «Бесы» был впервые напечатан в журнале «Русский вестник» за 1871–1872 год. Отдельным изданием роман вышел в 1873 году. Сюжет романа тесно связан с конкретным фактом: убийством слушателя Петровской земледельческой академии Ивана Ивановича Иванова, члена тайного общества «Народная расправа». Убийство совершено под руководством организатора общества С. Г. Нечаева. Несмотря на то, что многие данные процесса нечаевцев были воспроизведены в «Бесах» с почти протокольной точностью, история убийства Иванова стала лишь исходным материалом для романа Достоевского.
Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» имеет свою непростую сценическую судьбу. Наиболее известны три спектакля: мхатовская версия В. И. Немировича-Данченко «Николай Ставрогин», осуществлённая в 1913 году, инсценировка А. Камю «Les Possedes» ("Одержимые бесом"), воплощённая автором на сцене парижского театра Антуана в 1959 году, и спектакль А. Вайды «Бесы», премьера которого состоялась в Старом театре Кракова в 1970 году, и который был возобновлён в 1974 в Йельском репертуарном театре (США). Критика, обсуждая очередную версию романа «Бесы», отмечала некоторую одноплановость режиссёрских подходов в прочтении произведений Достоевского. В каждом из спектаклей была выбрана одна сюжетная линия романа, остальные же персонажи появлялись на сцене в соответствии с тем, насколько их судьбы переплетаются с судьбой главного героя, выявляют его характер. В некоторых постановках был выведен на сцену рассказчик - лицо, со слов которого велось повествование.


Санкт-Петербургский Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы
Постановка 1991 г. Запись на радио - 2006 г.
Инсценировка и постановка - Лев Додин
Композитор - Олег Каравайчук
Саунд-продюсер - Владимир Романычев
Звукорежиссеры - Любовь Рындина, Марина Карпенко
Редактор - Марина Лапыгина
Шеф-редактор - Наталья Новикова
Радиоспектакль создан на Радио Культура при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и продюсерского центра «Диадема»

Другие аудиокниги этого автора

Маленький герой — Достоевский Ф.М.

Маленький герой — Достоевский Ф.М.

Автор сценария и режиссёр-постановщик — Ольга Хмелёва композитор — Андрей Попов звукорежиссёр — Наталья Замиралова Произведение, написанное Достоевским в Петропавловской крепости в ожидании суда (лето — осень 1849 г. ), — поражает своей жизнерадостной, почти ренессансной полнокровностью. Достоевского в этом рассказе больше всего интересует становление или определение главного субстанционального свойства человека, проблема становления личности, формирования нравственной позиции, пробуждения…

Ф.М. Достоевский «Двойник» — Достоевский Ф.М.

Ф.М. Достоевский «Двойник» — Достоевский Ф.М.

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся…

Ф.М. Достоевский «Вечный муж» — Достоевский Ф.М.

Ф.М. Достоевский «Вечный муж» — Достоевский Ф.М.

«Вечный муж» – классический любовный треугольник. Тонкий психолог, Достоевский виртуозно анализирует поступки людей, проникая в самые потаенные уголки человеческой души. В работе над «Вечным мужем» Достоевский воспользовался своими старыми сибирскими воспоминаниями о романе А. Е. Врангеля с Екатериной Иосифовной Гернгросс, женою начальника Алтайского горного округа А. Р. Гернгросса. Достоевский не воспроизвел буквально всех обстоятельств романа своего друга с Е. И. Гернгросс, трансформировав…