Булгаков Михаил — Мастер и Маргарита
Радиоспектакль
Читает Актёрский коллектив
«Мастер и Маргарита» — уникальный спектакль Юрия Любимова, идущий на аншлагах уже более двадцати пяти лет. Эта постановка стала первым в мире сценическим прочтением великого романа. Художественный стиль Михаила Булгакова и эстетика Театра на Таганке оказались удивительно созвучными. Сложная структура романа полностью сохранена на сцене и дополнена ещё одной сюжетной линией — героями стали сам Автор и его Роман. Основные направления сюжета — легенда о казни Христа и трагическая судьба Мастера, воссоздавшего эту легенду в своем романе. Спектакль утверждает: творческая мысль бессмертна, «рукописи не горят»! В постановке использованы фрагменты из произведений Сергея Прокофьева, Томмазо Альбинони, Иогана Штрауса, Юрия Буцко.
Режиссёр-постановщик: Юрий Любимов
Kомпозитор: Эдисон Денисов
Действующие лица и исполнители:
Мастер — Дальвин Щербаков
Маргарита — Нина Шацкая
Иешуа — Александр Трофимов
Левий Матвей — Константин Желдин
Каифа — Лев Штейнрайх
Понтий Пилат — Виталий Шаповалов
Афраний — Виктор Шуляковский
Крысобой — Алексей Граббе
Воланд — Вениамин Смехов
Коровьев — Никита Прозоровский
Азазелло — Олег Казанчеев
Бегемот — Юрий Смирнов
Гелла — Татьяна Сидоренко
Берлиоз — Александр Сабинин
Бездомный — Михаил Лебедев
Рюхин — Александр Давыдов
Лиходеев — Станислав Холмогоров
Варенуха — Игорь Петров
Римский — Виктор Штернберг
Бенгальский — Готлиб Ронинсон
Аннушка — Галина Власова
Автор — Виктор Семёнов
Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один. Кровь фонтанами из разорванных артерий на шее ударила вверх и залила и манишку и фрак. Безглавое тело как-то нелепо загребло ногами и село на пол. В зале послышались истерические крики женщин. Кот передал голову Фаготу, тот за волосы поднял её и показал публике, и голова эта отчаянно крикнула на весь театр:
— Доктора!
— Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь? — грозно спросил Фагот у плачущей головы.
— Не буду больше! — прохрипела голова.
— Ради бога, не мучьте его! — вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос, и маг повернул в сторону этого голоса лицо.
— Так что же, граждане, простить его, что ли? — спросил Фагот, обращаясь к залу.
— Простить! Простить! — раздались вначале отдельные и преимущественно женские голоса, а затем они слились в один хор с мужскими.
— Как прикажете, мессир? — спросил Фагот у замаскированного.
— Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... — и громко приказал: — Наденьте голову.
Кот, прицелившись поаккуратнее, нахлобучил голову на шею, и она точно села на своё место, как будто никуда и не отлучалась.
И главное, даже шрама на шее никакого не осталось. Кот лапами обмахнул фрак Бенгальского и пластрон, и с них исчезли следы крови. Фагот поднял сидящего Бенгальского на ноги, сунул ему в карман фрака пачку червонцев и выпроводил со сцены со словами:
— Катитесь отсюда! Без вас веселей.