Подпишитесь на нашу Тележку, чтобы быть в курсе!

Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом

Читает Терновский Евгений

Значительнейшее - и масштабнейшее произведение Томаса Манна. Классическая история гения, продавшего душу дьяволу, вписанная в историю Германии переломной эпохи - первой четверти минувшего века.

Отзывы читателей: Очень не просто писать рецензию на столь монументальное произведение. Постоянно кажется, что всё, что ты хочешь о нем сказать, это слишком мало и как-то мелко в сравнении с ним самим.

Сюжет, на котором, впрочем, я не хочу останавливаться слишком подробно, есть классическая история Фауста. Гораздо больший интерес и ценность, как мне кажется, представляют декорации, довольно обширные и значительные, в которых эта история предстает перед читателем. Всё, что в других произведениях выполняет функции служебные, создает атмосферу, так называемый фон, в «Докторе Фаустусе» кажется чуть ли не жизненно важным, возможно даже более важным, чем непосредственное описание биографии Адриана Леверкюна, гениального композитора и героя всего торжества. Безусловно, стоит отметить, что весь рассказ ведется от лица его близкого друга – Серенуса Цейтблома – отчего теряет большую часть диалогов и превращается в пересказ, обогащаясь, однако, при этом определенной доверительностью и чуткостью именно в силу своей сопричастности. Кроме того примечательно ещё и расслоение времен, в которые попадает читатель, причем каждое из них описывается добросовестно и подробно, со всеми нравами и укладами, отношениями внутренними и внешними, расставляются вехи, важные для понимания полной картины как жизни самого Адриана, так и жизни его биографа и обстоятельств, сопутствующих повествованию. Так действия жизнеописания начинаются на заре ХХ века, в то время как добрый Серенус создает свои записи ближе к его середине, а именно в разгар Второй мировой войны, кроме того не стоит забывать и о нашем нынешнем ХХI веке. Динамика красноречива.
Вообще «Доктора Фаустуса» довольно сложно отнести к литературе чисто художественной (по крайней мере, мне), поскольку произведение изобилует философскими мыслями и музыкальными терминами. И если с философией ещё можно примириться и даже в какие-то моменты порадоваться этой встрече, то музыкальность для человека неподготовленного становится достаточно серьезным препятствием при чтении. Ибо если ты не смыслишь в философии, то частично-то уж как-то воспринимаешь, а если не смыслишь в музыке, то большая часть музыкального текста со скрипом проходит мимо. Хотя общего впечатления от книги это всё же не портит.

Произведение Томаса Манна – это конечно та литература, в которую нужно погружаться полностью, оно не потерпит присутствия «где-то около», для него нужен определенный настрой. Вы должны быть в нем или пройти мимо, третьего тут не дано. Его невозможно «проглотить» за пару дней, да и неприлично это даже, писали-то годами, а читать будут веками.

Это не просто история жизни талантливого композитора Адриана Леверкюна. Эта книга - многопластовое произведение, поднимающее философские, онтологические, религиозные вопросы. Роман постоянно отсылает нас к истории, теории музыки, естествознанию. Неподкованному читателю с этой книгой нелегко. Мне большую трудность доставила часть, описывающая музыку, тк от этой сферы я далека. Чтение этой книги стало для меня трудом, но трудом приятным, я вынесла из неё множество мыслей и фактов. Это тот случай, когда прочитав книгу, испытываешь особое удовлетворение.
Главный герой книги - Адриан Леверкюн - композитор и нелюдим. В его жизни мало близких людей, несмотря на то, что людей он привлекает, интересует; на сближение тот идет неохотно, никого к себе не подпуская. Однажды к Леверкюну пришел дьявол и предложил сделку, по которой в обмен на творческие успехи, Адриан навсегда отрешиться от любви мирской. И поначалу кажется, что для Леверкюна это несложно, ведь мизантропические взгляды уже проскальзывали в его системе ценностей и раньше. Но наступает критический момент. о нем я писать здесь не буду, дабы не спойлерить.
Повествование ведется от лица друга Адриана, одного из немногих, допущенных к нему - Серенуса. Если личность Адриана не вызвала у меня какой-то особой симпатии, то к Серенусу я ей прониклась, его записки дышат теплым отношением к Леверкюну.
Интересна и идея пересечения времен в книге: времени, в котором живет Леверкюн и времени в котором его друг пишет роман. Серенус неоднократно отсылает нас к историческому моменту, переживаемому Германией, к трагедии Первой и Второй мировых войн. Конец жизни Леверкюна описывается в момент крушения Третьего Рейха, что ещё больше сгущает краски этой картины.
Доктор Фаустус - масштабное, сложное, насыщенное аллюзиями произведение, несомненно, заслуживающее прочтения. Вот только, оно не потерпит суеты, поэтому непросто найти для него подходящий момент. Я рада, что прочитала книгу.

Другие аудиокниги этого автора

Исповедь каторжника (детство преступника) — Манн Томас

Исповедь каторжника (детство преступника) — Манн Томас

Знаменитый немецкий писатель, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн начал свою литературную карьеру с написания рассказов, которые позже вошли в небольшой сборник «Маленький господин Фридеманн», увидевший свет в 1898 году. Огромное место в творчестве писателя занимали его кумиры Шопенгауэр, Ницше, Вагнер и все новейшие идеи, волновавшие европейские умы в послевоенный период. Но крупнейший писатель современности в первую очередь был мастером интеллектуальной прозы. Своими…

Луизхен — Манн Томас

Луизхен — Манн Томас

О том, какой слепой бывает любовь, и какими жестокими любимые. История, произошедшая в немецкой провинции в начале XX века.

Будденброки — Манн Томас

Будденброки — Манн Томас

Жемчужина творческого наследия Томаса Манна. Едва ли не лучший роман в жанре «семейной саги» немецкоязычной прозы. История взлёта и падения богатой и могущественной семьи Буденброк, на первый взгляд, словно воплощающей в себе идеал германских добродетелей. История трёх поколений представителей этого клана — от властного и безжалостного патриарха до его внуков, уже подверженных всем порокам и слабостям интеллектуалов. История любви и предательств, вражды и интриг, борьбы и зависти, исступлённой…

Рекомендуем!

Десять негритят — Агата Кристи

Десять негритят — Агата Кристи

Десять негритят отправились обедать, Один поперхнулся, их осталось девять. Девять негритят, поев, клевали носом, Один не смог проснуться, их осталось восемь. Восемь негритят в Девон ушли потом, Один не возвратился, остались всемером. Семь негритят дрова рубили вместе, Зарубил один себя — и осталось шесть их. Эта кровавая считалочка будет досчитана до последнего человека оставшегося в живых на острове. Будьте уверены.

Десять негритят — Кристи Агата

Десять негритят — Кристи Агата

«Десять негритят» — детективный роман английской писательницы Агаты Кристи, написанный в 1939 году. Писательница считала этот роман своим лучшим произведением и в 1943 году написала по нему пьесу. Роман также является самым продаваемым романом Агаты Кристи. Десять никак не связанных между собой людей в особняке на уединённом острове… Кто вызвал их сюда таинственным приглашением? Кто убивает их, одного за другим, самыми невероятными способами? Почему всё происходящее так тесно переплетено с весёлым…

Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок» — Флэгг Фэнни

Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок» — Флэгг Фэнни

Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу «Жареные зелёные помидоры», созданную на студии АРДИС. Роман современной американской писательницы Фэнни Флэгг, написанный в 1987 г. , выдержал многочисленные издания и уже стал классикой мировой литературы. В 1991 г. по книге был снят фильм с Джессикой Тэнди и Кэйти Бейтс в главных ролях, имевший огромный успех. Перед вами история одного маленького американского городка, в котором, как и везде в мире, переплелись любовь и боль, страхи и надежды, дружба…

Чума — Камю Альбер

Чума — Камю Альбер

Два шедевра Альбера Камю — роман «Чума» и пьеса «Недоразумение» — объединены темами свободы и выбора, осознания человеком собственного бессилия перед лицом жестокого рока. Холодная хроника эпидемии чумы в курортном алжирском городке превращается в трагическую и пугающую притчу о смертельной опасности, пробуждающей в человеческой душе всё лучшее — или худшее. И каждый встаёт перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы и неизбежной смертью. Драма «Недоразумение…

Бесконечность — Фриман Брайан

Бесконечность — Фриман Брайан

Однажды дождливой ночью происходит немыслимое: машина Дилана Морана съезжает с дороги в бурлящую реку, а его красавица-жена тонет, пока он пытается выбраться на берег. Впоследствии, объятый горем, Дилан испытывает внезапные, странные видения: куда бы он ни пошёл, его преследуют видения — он видит самого себя. Дилан сначала списывает это на травму, но всё меняется, когда он сталкивается с женщиной-психиатром, которая утверждает, что он — её пациент. По её словам, он проходил уникальную терапию, …

Поиски Абсолюта — Бальзак Оноре де

Поиски Абсолюта — Бальзак Оноре де

«Поиски Абсолюта» — роман Оноре де Бальзака, входит в цикл «Человеческая комедия». В романе развивается проблема, встречающаяся и в других произведениях автора: всплеск страсти, овладевающей личностью всецело и поглощающей все его другие привязанности и чувства.

Нильс Люне — Якобсен Йенс Петер

Нильс Люне — Якобсен Йенс Петер

Перед вами безусловная классика датской литературы, психологическая драма в лучших традициях реализма, роман о противостоянии человека слепому року — «Нильс Люне». Его автор, Йенс Петер Якобсен (1847–1885), довольно рано умер от чахотки, оставив после себя всего два романа, семь рассказов и маленький сборник поэзии, вышедший посмертно, но это небольшое литературное наследие полностью перевернуло весь ход развития датской литературы. Якобсен сумел совместить тяжёлую мрачную драму с непреходящей…

Кроткая. Сборник рассказов — Достоевский Фёдор

Кроткая. Сборник рассказов — Достоевский Фёдор

Сборник «фантастических» рассказов великого классика! Абсолютно во всех своих произведениях, даже малой формы, Достоевский ищет ответ на вопрос, которым задавался на протяжении всей своей жизни: где проходит граница между добром и злом — в сердце отдельного человека и всего общества? Хотя рассказы «Крокодил», «Скверный анекдот», «Мужик Марей» находятся как бы в тени «великого пятикнижия», но именно в них получила развитие эта важнейшая проблема творчества Достоевского. Особое место занимает …

Двойник — Достоевский Фёдор

Двойник — Достоевский Фёдор

Демонический Петербург, таинственный двойник, удивительные и загадочный события — в повести Ф. М. Достоевского «Двойник». Повесть была впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Приключения господина Голядкина». Душевное расстройство главного героя является следствием социальных проблем в обществе, где «схема человеческих ценностей заменена табелью о рангах. Все чиновники похожи друг на друга, и значение их определяется не внутренне, их достоинством, а внешне, положением…

Записки из подполья. Вечный муж. Бобок — Достоевский Фёдор

Записки из подполья. Вечный муж. Бобок — Достоевский Фёдор

Сборник произведений Достоевского, обнажающих человеческие пороки. В сборник вошли три произведения: повести «Записки из подполья» (1864), «Вечный муж» (1870) и рассказ «Бобок» (1873). «Записки из подполья», наверное, самое пророческое из всех произведений Достоевского. В нём писатель во многом предвосхитил идеи ХХ века, в том числе, прозу Камю и Сартра, впервые показал, что иррациаональное, не поддающееся пониманию начало может быть значительнее и могущественнее разумного. «Вечный муж» — удивительный…