Айзексон Уолтер — Леонардо да Винчи
Читает Гмыза Игорь
Перевод: Азаркович Татьяна
Исчерпывающее исследование жизни и творчества Леонардо да Винчи. Фантастические открытия, гениальные прозрения, великие шедевры и невероятные повороты судьбы одного из самых выдающихся учёных и художников в истории человечества.
Леонардо да Винчи — один из самых ярких, разносторонних и загадочных гениев эпохи Возрождения.
Вокруг него уже при жизни сложилось огромное количество легенд и мифов. Но факты, которые удаётся собрать буквально по крупицам, оказываются ничуть не менее поразительными. Основываясь на рукописях, письмах и записных книжках титана Возрождения, Уолтер Айзексон последовательно рассказывает удивительную историю его жизни от детских лет до летательных аппаратов, от Флоренции до Милана, от создания оружия до теории живописи, от анатомии и астрономии до исследования окаменелостей и изучения эрозии почвы, от Витрувианского человека до Моны Лизы и Тайной вечери.
Объединив науку и искусство, Леонардо явил собой совершенно новый феномен «учёного-художника», стремящегося постичь все основы мироздания и раскрыть все тайны жизни.
Приблизившись к волнующему порогу тридцатилетия, Леонардо да Винчи написал правителю Милана письмо, где обосновывал, почему его стоит взять на службу. Во Флоренции он уже пользовался умеренным успехом как художник, но ему редко удавалось доводить до конца начатые работы, и он стремился к новым горизонтам. В первых десяти абзацах письма он расхваливал свои инженерные знания и навыки: например, умение строить мосты, отводить воду из рвов, отливать пушки, делать крытые и неприступные повозки и возводить общественные здания. И лишь в одиннадцатом абзаце, в самом конце, он приписал, что, ко всему прочему, является художником. «Также буду я исполнять… и в живописи — всё, что только можно, чтобы поравняться со всяким другим, кто б он ни был», — написал он.
Он действительно мог это сделать. Ему предстояло написать два самых знаменитых в истории произведения живописи — «Тайную вечерю» и «Мону Лизу». Но сам себя он считал не только художником, но и учёным, и инженером. Со страстью, в которой было нечто и от игры, и от наваждения, он окунался в новые для своего времени области — например, в анатомию и палеонтологию, — изучал полёт птиц, устройство сердца, оптику, ботанику, геологию, водяные потоки, конструировал летательные аппараты и изобретал новые виды оружия. Так он сделался архетипом человека Возрождения, источником вдохновения для всех, кто тоже считает, что «бесконечные творения природы», по его выражению, переплетены в единое целое, пронизанное чудесными закономерностями. Эта способность объединять искусство с наукой, особенно ярко проявившаяся в знаменитом изображении идеально сложённого человека с расставленными руками и ногами, вписанного одновременно в круг и в квадрат (так называемого «Витрувианского человека»), сделала Леонардо самым многогранным творческим гением во всей истории человечества.