Хадра Ясмина — Это как день посреди ночи
Читает Ирина Воробьёва
Дни и ночи, свет и тьма, горе и радость — словом, жизнь как она есть. Жизнь как воспоминание длиною в несколько десятилетий — так можно охарактеризовать этот сложный, психологический, поэтичный роман о судьбе алжирца Юнеса. Отец, желая избавить сына от нищеты, отдает девятилетнего Юнеса богатому брату-фармацевту, и мальчик попадает в мир белых европейцев. В Алжире идет война за независимость. Герою предстоят многие перемены и испытания. Беззаботность и веселье молодости сменяются разочарованием, изменами, разрывом дружеских связей. Но единственным неизменным остается любовь Юнеса к француженке Эмили, которая после освобождения Алжира от колонизаторов вынуждена уехать во Францию. И он, и она созданы друг для друга, но судьба рассудила по-своему. Да и возможно ли было для них счастье? .
Отзывы читателей: Закончила книгу алжирского писателя Ясмины Хадры. Да-да, это именно писатель, а не писательница. Из-за неспокойной ситуации в стране, чтобы избежать военной цензуры, Мохаммед Мулессегуль взял женский псевдоним.
А ситуация и впрямь была сложная - о ней мы узнаем из чудесной книги законспирированного писателя, и если вы когда-то зачитывались «Днями Турбиных» или «Тихим Доном», вы найдете много параллелей с ними в «Это как день посреди ночи».
Параллелей, но не пересечений - ведь алжирская революция шла своим собственным путем, породив не меньше крови и сломав не меньше судеб, чем все остальные.
В центре романа - Юнес, человек, по воле судьбы выросший на границе двух миров. Он араб - а значит принадлежит к находящемуся в униженном положении народу. Но он воспитан в просвещенной аптекарской смешанной семье и поэтому все его друзья, круг общения - французы, испанцы, евреи. Всё те, кому в скором времени не останется места на алжирской земле. Даже имени у героя два. Арабы зовут его Юнес, а друзья - Жонас. Как долго удастся ему балансировать на грани, сможет ли он разрешить противоречия, раз и навсегда поселившиеся в его сердце? Ответы мы будем искать вместе.
Конечно, не обошлось в романе и без трагической любви, изумительной в своей безысходности. Тот случай, когда хочешь в гневе бросить книгу, ибо причина, вокруг которой герой строит отказ от любви всей жизни, основана на религиозных и социальных предрассудках и на одном-единственном мимолётном событии романтичной юности.
Но не хватает сил оторваться от живописного полотна, для которого автору не жаль красок и метафор. Город Рио-Саладо у него сидит «в позе йога посреди виноградников», сады предаваются «размышлениям под стрекот кузнечиков», а когда его мать сбегает с холма, «нищета, стаей собак вцепившаяся в край ее платья», не в состоянии ее догнать.
Интересно, что герой доводит повествование до момента, когда ему где-то около 40 лет, а потом мы видим его уже дряхлым стариком, спешащим повидать старых друзей, может быть, в последний раз. Огромный пласт жизни выпадает из поля зрения. Неужели за это время не случилось ничего стоящего? А сколько людей проживают вот так, бессобытийно, всю свою жизнь! Да, талантливо написанное произведение, множит и множит вопросы и размышления.
P. S. Фильм, оказывается, тоже есть! Не удивительно - очень кинематографичное повествование.