Подпишитесь на нашу Тележку, чтобы быть в курсе!

Время жить и время умирать

Классика

Читает Рудник Юрий

«Моя тема — это человек в нашем веке, вопрос человечности», — писал Э. М. Ремарк.
Каждая книга писателя служила подтверждением этому. Главный герой романа «Время жить и время умирать» (1954), солдат немецкой армии, прекрасно понимает, что настоящее время — это «время умирать». И лишь в коротком отпуске, вернувшись с русского фронта, он понимает, что «время жить» для него — не будущее время, а давно прошедшее. «А перед нами всё цветет, за нами всё горит. Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит!»
Но — что делать, если не думать ты не можешь? Что делать, если ты не способен стать жалким винтиком в чудовищной военной машине? Позади — ад выжженных стран. Впереди — грязь и кровь Второй мировой.
«Времени умирать», кажется, не будет конца. Многие ли доползут до «времени жить»?

Русский не двигался. Замерев, смотрел на Штайнбреннера. А Штайнбреннер смотрел на него. Выражение его лица вдруг изменилось. Стало напряжённым, бдительным. Он думал, русский бросится на него, и ждал первого движения. Невелика важность, если он без разговоров пристрелит партизана, всё равно ведь тот приговорён к смерти, и никто не станет докапываться, действовал ли он в порядке самообороны или нет. Но Штайнбреннер не считал, что это одно и то же. Гребер не знал, то ли он вроде как из спортивного интереса норовит разозлить русского, чтобы тот на мгновение забылся, то ли в нём ещё жила частица странного педантизма, которая постоянно искала предлог, чтобы и при убийстве выглядеть перед самим собой блюстителем закона. Здесь было то и другое. Причём одновременно. Гребер частенько видел такое.
Русский не двигался. Кровь стекала из носа в усы. Гребер размышлял, как бы он сам поступил в такой ситуации — кинулся бы на противника, рискуя за ответный удар мгновенно отправиться на тот свет, или безропотно примирился бы со всем, лишь бы прожить ещё несколько часов, ещё одну ночь. Ответа он не находил.
Русский медленно нагнулся, поднял кирку. Штайнбреннер сделал шаг назад. Готовый выстрелить. Но русский не выпрямился. Опять начал долбить землю в яме. Штайнбреннер осклабился:
— А ну, ложись.
Русский отставил кирку, лёг в яму. Лежал, не шевелясь. Несколько комьев снега упали на него, когда Штайнбреннер перешагнул через могилу.

Другие аудиокниги этого автора

Жизнь взаймы — Ремарк Эрих Мария

Жизнь взаймы — Ремарк Эрих Мария

«Жизнь взаймы» (нем. «Geborgtes Leben») — роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Под этим названием публиковался в 1959 году в гамбургском журнале «Kristall». Перед выходом отдельного издания в 1961 году Ремарк изменил название на «Der Himmel kennt keine Günstlinge» («Небеса не знают фаворитов»), однако в русском переводе традиционно сохраняется первый вариант названия, поскольку он был сделан Л. Б. Чёрной ещё в 1960 году по журнальному тексту. Перевод Чёрной был издан в том же году Иноиздатом…

Жизнь взаймы — Ремарк Эрих Мария

Жизнь взаймы — Ремарк Эрих Мария

«Жизнь взаймы» (нем. Geborgtes Leben) — роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Под этим названием публиковался в 1959 году в гамбургском журнале «Kristall». Перед выходом отдельного издания в 1961 году Ремарк изменил название на Der Himmel kennt keine Günstlinge («Небеса не знают фаворитов»), однако в русском переводе традиционно сохраняется первый вариант названия, поскольку он был сделан Л. Б. Чёрной ещё в 1960 году по журнальному тексту. Перевод Чёрной был издан в том же году Иноиздатом…

Триумфальная арка — Ремарк Эрих Мария

Триумфальная арка — Ремарк Эрих Мария

«Триумфальная арка» — пронзительная история любви всему наперекор, любви, приносящей боль, но и дарующей бесконечную радость. Место действия — Париж накануне Второй мировой войны. Герой — беженец из Германии, без документов, скрывающийся и от французов, и от нацистов, хирург, спасающий человеческие жизни. Героиня — итальянская актриса, окруженная поклонниками, вспыльчивая, как все артисты, прекрасная и неотразимая. И время, когда влюблённым довелось встретиться, и город, пронизанный ощущением…

Новинки в этом разделе

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей — Воннегут Курт

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей — Воннегут Курт

Роман о бомбардировке немецкого города Дрездена Военно-Воздушными силами Великобритании и США во время Второй Мировой войны. Главный герой — американский солдат Билли Пилигрим, на которого неизгладимое впечатление произвёл этот авианалёт. Вступительное слово филолога Алексея Матвеевича Зверева о романе и его авторе.

Солнечные берега реки Леты — Шоу Ирвин

Солнечные берега реки Леты — Шоу Ирвин

Рассказ входит в небольшой сборник под названием «Девушки в летних платьях», который вышел из под пера американского писателя. Рассказы этого сборника повествуют о жизни обычных жителей города Нью-Йорк. Произведение начитано в сокращении.

Джейн — Моэм Уильям Сомерсет

Джейн — Моэм Уильям Сомерсет

Озорная история Сомерсета Моэма о немолодой женщине, которая осмелилась соперничать в остроумии и привлекательности с признанными красавицами лондонского света. И одержала победу!

Разгром — Золя Эмиль

Разгром — Золя Эмиль

Цикл: Ругон-Маккары – 19

«Разгром» — девятнадцатый роман Эмиля Золя из цикла Ругон-Маккары, посвящённого представителям одной семьи, жившей в годы Второй империи — периоде диктата Наполеона III. Это роман о франко-прусской войне 1870–1871 гг., завершившейся поражением и крахом Франции, о разгроме Парижской коммуны. Французская империя пала, на смену ей 4 сентября 1870 г. пришла Третья республика.

Исследования одной собаки — Кафка Франц

Исследования одной собаки — Кафка Франц

«Исследования одной собаки» — глубокий и многогранный рассказ Франца Кафки, в котором автор представляет уникальный взгляд на познание и осознание через перспективу собаки. Текст затрагивает философские и эпистемологические вопросы, а также исследует проблему чуждости и связи с обществом. Мастерски сочетая метафизические поиски с игривостью и юмором, Кафка демонстрирует противостояние между наукой, традицией и мистицизмом. Рекомендуется тем, кто хочет погрузиться в сложные миры Кафки и взглянуть…

Труженики моря — Гюго Виктор

Труженики моря — Гюго Виктор

«Религия, общество, природа — вот три источника борьбы человека. Эти три борьбы в то же время и три его потребности; надобно верить, отсюда храм; надобно созидать, отсюда город; надобно жить, отсюда плуг и корабль. Но в этих трёх потребностях и три рода войны. Из совокупности всех трёх проистекает загадочная, таинственная трудность жизни. Человек сталкивается с препятствием в виде суеверия, в виде предрассудка и в виде стихии. Троякий рок тяготеет над нами: рок догматов, рок законов, рок внешних…

Гулистан — Саади Ширази

Гулистан — Саади Ширази

Персидская литература богата замечательными произведениями: её поэты чаруют и прелестью стиха, и дивными образами, и глубиною содержания. Рудаки, Хайям, Аррани — одни из главных поэтов Персии. Но среди них есть один, который стоит особняком: его читают дети в школах, его стихи повторяют на базарах и больших дорогах, в его поэмах тонкие ценители прекрасного, которых всегда было не мало в Персии, ищут семьдесят два смысла, какие в них, по персидской поговорке заключены. Всюду, где раздаётся персидская…