Перлз Фредерик Саломон — Эго, голод и агрессия
Читает Сагалаев Максим
Фредерик Саломон Перлз, также известен как Фриц Перлз; — немецкий врач-психиатр, еврейского происхождения, выдающийся психотерапевт, основоположник гештальт-терапии. Совместно с Полом Гудманом и Ральфом Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В 1952 вместе с «Семёркой» учредил Нью-Йоркский Гештальт-институт.
С издания его книги «Эго, Голод и Агрессия» начинается отсчёт нового направления психотерапии. Этой работой Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и гештальт-терапией, опирающейся на абсолютно другие, новые философские и методологические основы.
«Цель этой книги — исследовать некоторые психологические и психопатологические реакции человеческого организма в окружающем его пространстве. Центральное понятие этой теории — положение о том, что организм стремится к сохранению баланса, который постоянно нарушается потребностями организма и восстанавливается благодаря их удовлетворению или ограничению. Трудности которые возникают между индивидом и обществом, заканчиваются социальными отклонениями в поведении или неврозами. Неврозы характеризуются разнообразными формами избеганий, в основном избегания контакта. Отношения, которые существуют между индивидом и обществом, а также между социальными группами, не могут быть поняты без понимания проблемы агрессии».
«Любой инородный, чуждый или враждебный Личности элемент, привнесённый в неё извне, создаёт внутренние напряжения, препятствует её работе и может даже привести к полной её дезорганизации и дезинтеграции. Личность, подобно организму, зависит от непрерывного поступления из внешней среды интеллектуальной, социальной и тому подобной пищи. Но пока этот чужеродный материал не будет надлежащим образом включён в обменные процессы Личности и ассимилирован ею, он может оказаться пагубным и даже фатальным для неё. Так же, как ассимиляция органического материала необходима для животного роста, усвоение Личностью нравственного и социального материала становится центральным пунктом её развития и самореализации.»
«Родители, устанавливая невозможные нормы поведения, превращают жизнь своих детей в ад. Их базовое заблуждение состоит в их стремлении к совершенству, а не к развитию. Своей идеалистической, амбициозной установкой они достигают как раз противоположного первоначальным намерениям: они задерживают развитие, вселяют в детские души смущение и глубокое чувство неполноценности. Индивид может быть излечён от пристрастия к опиуму, его даже можно вылечить от духовного опиума, идеализма. Однако поймёт ли в конце концов человечество, что идеал — не более чем прекрасный мираж, неспособный предоставить реального верблюда и реальную воду для реального перехода через реальную пустыню?»
Предисловие автора к изданию 1945 года
Замысел
Глава 1. Дифференциальное мышление
Глава 2. Психологический подход
Глава 3. Организм и его равновесие
Глава 4. Реальность
Глава 5. Ответ организма
Глава 6. Защита
Глава 7. Хорошее и плохое
Глава 8. Невроз
Глава 9. Организмическая реорганизация
Глава 10. Классический психоанализ
Глава 11. Время
Глава 12. Прошлое и будущее
Глава 13. Прошлое и настоящее