По вопросам восстановления аккаунта, пишите на mail@rubooki.ru

Сергей Юрьевич Юрский - "Ревизор" Н.В.Гоголь

Радиоспектакль

Читает Сергей Юрьевич Юрский

Театр одного голоса

Радиотеатр - совершенно самостоятельный вид искусства со своей драматургией, звукорежиссурой и способом актерского существования у микрофона. «Всякий актер, кто может на радио, - может и в театре. Но не всякий, кто может в театре, - может на радио, - говорил Олег Ефремов. - Это искусство совершенно особое». Корифеями советского радиотеатра были Игорь Ильинский, Леонид Марков, Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский. Когда в эфире наступила эпоха FM-радиостанций, ориентированных на коктейль из легкой музыки, информации и рекламы, создание такого дорогостоящего творческого продукта, как радиоспектакль, оказалось по силам лишь «Радио России». Позже к нему добавилось и вошедшее в государственный телерадиохолдинг Радио «Культура».

На этой неделе Радио «Культура» представляет «Ревизора» от Сергея Юрского. Он играет в великой комедии Гоголя все мужские роли.

- Его мастерство перевоплощения просто уникально, - говорит один из старейших режиссеров радио Владимир Шведов. - Для каждого персонажа он нашел свой тембр и свои краски. И вместе с тем вы все равно слышите неповторимый голос Юрского. Сергей Юрьевич выступил в этой работе и как режиссер.

«Ревизора» Юрский ставил как трагифарс. Рассказ ведется как бы от лица городничего. Как могло такое случиться, что его - умнейшего человека, изрядного ловкача и даже бестию - смог провести мальчишка, мыльный пузырь? ! Особенно сложной задачей было сыграть Хлестакова - возрастная характеристика голоса ведь хорошо слышна. Но Юрский блестяще справился и нашел для Хлестакова особый, высокий регистр голоса. В качестве музыкального оформления он выбрал отрывки из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Ну а женские роли Сергей Юрский поручил сыграть самым близким - жене и дочери. Анну Андреевну играет народная артистка России Наталья Тенякова, а Марью Антоновну - молодая актриса МХТ им. Чехова Дарья Юрская.

– «Ревизор» актуален всегда, – рассказывает Сергей Юрский. – Сколько десятилетий или столетий пройдет, прежде чем «Ревизор» утратит свою актуальность в России? Бесспорно, что гоголевская комедия – одна из лучших пьес в мире. На радио «Ревизор» звучал – и не раз, причем с хорошими актерами.

Почему сейчас пьесу лучше ставить на радио, чем на сцене? Потому что в результате режиссерских изысков, непрерывного придумывания, что бы сделать такое, чего еще не было, или разыграть гротесково, пропадает текст! Гротеск остается, а текст пропадает. На радио, где нет зрительного ряда (он возникает в воображении слушателя), лучше. И я рискнул убрать все актерские таланты, тщеславия и эгоизмы. И во имя цельности разыграть комедию в одиночку…

Эраст Гарин говорил, что моноспектакль создает максимальную возможность актеру для самовыражения. Можно только догадываться, какую изощренную фантазию и профессиональное мастерство мобилизовал Юрский, чтобы сыграть все мужские роли в «Ревизоре», создавая для каждого персонажа неповторимую голосовую характеристику! Надо обладать незаурядной творческой смелостью, чтобы после многочисленных (и порой весьма удачных) интерпретаций бессмертной комедии, взяться за новую версию. Юрский отважился. Две женские роли – Анны Андреевны, жены городничего, и Марьи Антоновны, их дочери – сыграли Наталья Тенякова и Дарья Юрская. Остальные персонажи, включая самых незначительных, «озвучил» Сергей Юрьевич.

– Этот «рассказ втроем» ни в коем случае не должен быть читкой, – считает Юрский. – Они рассказывают в подробностях историю приезда столичного «ревизора» – как он себя вел, как произошло это знакомство, что они пережили – не говоря о матери, но дочь, которая едва не вышла замуж за этого фантома…

– Вы выбрали самую сложную форму – моноспектакль…

– Но слушатель не должен чувствовать, что это моноспектакль! Пусть потом мне скажут: вот какой вы молодец. В ходе действия должно ощущаться присутствие всех персонажей. Вот тут нам проверка. А если слушатели подумают: ну вот, зачли пьесу, – значит, катастрофа.

«Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру, – писал Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора». – Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях». Послушаем новую работу Сергея Юрского и решим, удалось ли ему выполнить завет Гоголя.

Другие аудиокниги этого автора

Женитьба — Николай Васильевич Гоголь

Женитьба — Николай Васильевич Гоголь

Купеческая дочь с хорошим приданым, которое осталось ей после смерти маменьки и папеньки, - очень хочет выйти замуж. Но рядом нет знакомых мужчин, готовых жениться. В подобных ситуациях прибегают к помощи профессиональной свахи. В истории, которую написал известный русский писатель Николай Гоголь, сваха Фекла - не ординарная личность. Она и «психолог», и «торговка», и «подружка», и «мать родная» - смотря как ситуация сложится. И вот сваха постаралась и собрала аж четырех женихов, и все они в один…

Николай Гоголь - Нос — Николай Васильевич Гоголь

Николай Гоголь - Нос — Николай Васильевич Гоголь

Повесть «Нос» была написана между 1832 и 1834 годами и предназначалась для журнала «Московский наблюдатель». Однако в 1835 году она была отвергнута редакцией как произведение «грязное». Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Опубликовано также в «Современнике», 1836, кн. 3. «Нос» в другом исполнении: Н. В. Гоголь - Повести “Нос”, “Шинель”, “Невский проспект” Гоголь Н. В. - Нос Н. В. Гоголь - Нос Гоголь - Нос Гоголь - «Нос»

Николай Васильевич Гоголь - Вечер накануне Ивана Купала — Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь - Вечер накануне Ивана Купала — Николай Васильевич Гоголь

Повесть Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» в блестящем исполнении народного артиста СССР Анатолия Папанова