Сергей Юрьевич Юрский - "Ревизор" Н.В.Гоголь

Радиоспектакль

Читает Сергей Юрьевич Юрский

Театр одного голоса

Радиотеатр - совершенно самостоятельный вид искусства со своей драматургией, звукорежиссурой и способом актерского существования у микрофона. «Всякий актер, кто может на радио, - может и в театре. Но не всякий, кто может в театре, - может на радио, - говорил Олег Ефремов. - Это искусство совершенно особое». Корифеями советского радиотеатра были Игорь Ильинский, Леонид Марков, Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский. Когда в эфире наступила эпоха FM-радиостанций, ориентированных на коктейль из легкой музыки, информации и рекламы, создание такого дорогостоящего творческого продукта, как радиоспектакль, оказалось по силам лишь «Радио России». Позже к нему добавилось и вошедшее в государственный телерадиохолдинг Радио «Культура».

На этой неделе Радио «Культура» представляет «Ревизора» от Сергея Юрского. Он играет в великой комедии Гоголя все мужские роли.

- Его мастерство перевоплощения просто уникально, - говорит один из старейших режиссеров радио Владимир Шведов. - Для каждого персонажа он нашел свой тембр и свои краски. И вместе с тем вы все равно слышите неповторимый голос Юрского. Сергей Юрьевич выступил в этой работе и как режиссер.

«Ревизора» Юрский ставил как трагифарс. Рассказ ведется как бы от лица городничего. Как могло такое случиться, что его - умнейшего человека, изрядного ловкача и даже бестию - смог провести мальчишка, мыльный пузырь? ! Особенно сложной задачей было сыграть Хлестакова - возрастная характеристика голоса ведь хорошо слышна. Но Юрский блестяще справился и нашел для Хлестакова особый, высокий регистр голоса. В качестве музыкального оформления он выбрал отрывки из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Ну а женские роли Сергей Юрский поручил сыграть самым близким - жене и дочери. Анну Андреевну играет народная артистка России Наталья Тенякова, а Марью Антоновну - молодая актриса МХТ им. Чехова Дарья Юрская.

– «Ревизор» актуален всегда, – рассказывает Сергей Юрский. – Сколько десятилетий или столетий пройдет, прежде чем «Ревизор» утратит свою актуальность в России? Бесспорно, что гоголевская комедия – одна из лучших пьес в мире. На радио «Ревизор» звучал – и не раз, причем с хорошими актерами.

Почему сейчас пьесу лучше ставить на радио, чем на сцене? Потому что в результате режиссерских изысков, непрерывного придумывания, что бы сделать такое, чего еще не было, или разыграть гротесково, пропадает текст! Гротеск остается, а текст пропадает. На радио, где нет зрительного ряда (он возникает в воображении слушателя), лучше. И я рискнул убрать все актерские таланты, тщеславия и эгоизмы. И во имя цельности разыграть комедию в одиночку…

Эраст Гарин говорил, что моноспектакль создает максимальную возможность актеру для самовыражения. Можно только догадываться, какую изощренную фантазию и профессиональное мастерство мобилизовал Юрский, чтобы сыграть все мужские роли в «Ревизоре», создавая для каждого персонажа неповторимую голосовую характеристику! Надо обладать незаурядной творческой смелостью, чтобы после многочисленных (и порой весьма удачных) интерпретаций бессмертной комедии, взяться за новую версию. Юрский отважился. Две женские роли – Анны Андреевны, жены городничего, и Марьи Антоновны, их дочери – сыграли Наталья Тенякова и Дарья Юрская. Остальные персонажи, включая самых незначительных, «озвучил» Сергей Юрьевич.

– Этот «рассказ втроем» ни в коем случае не должен быть читкой, – считает Юрский. – Они рассказывают в подробностях историю приезда столичного «ревизора» – как он себя вел, как произошло это знакомство, что они пережили – не говоря о матери, но дочь, которая едва не вышла замуж за этого фантома…

– Вы выбрали самую сложную форму – моноспектакль…

– Но слушатель не должен чувствовать, что это моноспектакль! Пусть потом мне скажут: вот какой вы молодец. В ходе действия должно ощущаться присутствие всех персонажей. Вот тут нам проверка. А если слушатели подумают: ну вот, зачли пьесу, – значит, катастрофа.

«Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру, – писал Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора». – Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях». Послушаем новую работу Сергея Юрского и решим, удалось ли ему выполнить завет Гоголя.

или
зарегистрироваться за 30 секунд,
чтобы скачать magnet

Год издания аудиокниги — 2007

Издательство — Неизвестно

Кодек — MP3

Битрейт — 256кбит\сек kbps

Длительность неизвестна

Размер аудиокниги — 301.99 MB

Музыка — нет данных

Опубликовано — 30 мая 2007 года в 10:02

WhatsApp
Telegram
ВК
Pinterest
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы написать комментарий

Другие аудиокниги этого автора

Женитьба — Николай Васильевич Гоголь

Женитьба — Николай Васильевич Гоголь

Купеческая дочь с хорошим приданым, которое осталось ей после смерти маменьки и папеньки, - очень хочет выйти замуж. Но рядом нет знакомых мужчин, готовых жениться. В подобных ситуациях прибегают к помощи профессиональной свахи. В истории, которую написал известный русский писатель Николай Гоголь, сваха Фекла - не ординарная личность. Она и «психолог», и «торговка», и «подружка», и «мать родная» - смотря как ситуация сложится. И вот сваха постаралась и собрала аж четырех женихов, и все они в один…

Николай Гоголь - Нос — Николай Васильевич Гоголь

Николай Гоголь - Нос — Николай Васильевич Гоголь

Повесть «Нос» была написана между 1832 и 1834 годами и предназначалась для журнала «Московский наблюдатель». Однако в 1835 году она была отвергнута редакцией как произведение «грязное». Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Опубликовано также в «Современнике», 1836, кн. 3. «Нос» в другом исполнении: Н. В. Гоголь - Повести “Нос”, “Шинель”, “Невский проспект” Гоголь Н. В. - Нос Н. В. Гоголь - Нос Гоголь - Нос Гоголь - «Нос»

Николай Васильевич Гоголь - Вечер накануне Ивана Купала — Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь - Вечер накануне Ивана Купала — Николай Васильевич Гоголь

Повесть Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» в блестящем исполнении народного артиста СССР Анатолия Папанова

Новинки в этом разделе

Цветы и слёзы — Гейнце Николай

Цветы и слёзы — Гейнце Николай

Страницы романа Николая Гейнце «Цветы и слёзы» на радио «Петербург». Николай Гейнце был популярным автором криминальных романов конца 19-го века. По образованию юрист, Гейнце много лет отдал адвокатской практике. Уголовный мир столицы российской империи был ему хорошо знаком, поэтому все его романы основаны на подлинных событиях. Грабежи, отравления, интриги, тайные притоны — вся теневая сторона блестящей Петербургской жизни нашла свое отражение в его криминальных драмах. Звукорежиссёр — Ирена…

Пикник на обочине — Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис

Пикник на обочине — Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис

Если вы не читали повесть, не смотрели фильм Андрея Тарковского, не особенно увлекаетесь фантастикой, то вам не лишне будет узнать, что, предположительно, после визита пришельцев на нашей планете появились зоны — территории отчуждения. Зона — нечто совершенно отличное от остального мира, неизведанное, живущее по своим законам и наполненное непонятными предметами и аномалиями, большинство из которых способно убить. Людей, пробирающихся в зону и выносящих из неё артефакты, называют сталкерами. Главный…

Зыковы — Горький Максим

Зыковы — Горький Максим

Пьеса «Зыковы» написана в 1912 году, в пору растерянности и депрессии русского общества, в период предвоенного духовного и нравственного упадка. Показаны вечные проблемы отцов и детей, верности и предательства. Состояние мира обрисовано здесь одной лишь фразой: «образовалось смятение понятий»… Нижегородский академический театр драмы. Режиссёр — Григорий Михайлов Исполнители: Антипа Зыков, лесопромышленник — Валерий Никитин; Софья, сестра Зыкова — Тамара Кириллова; Хеверн, партнёр Зыкова — …

Грань — Громыко Ольга

Грань — Громыко Ольга

Ольга Громыко — русскоязычная писательница из Беларуси, снискавшая известность своими книгами в жанрах фэнтези и космической фантастики. «Грань» — сборник аудиоспектаклей по двум ранним её рассказам, написанным по канонам славянского фэнтези и объединённым общим героем. Рядом с людьми в лесу обитает ведьмарь. Многие его не любят, опасаются, а кто-то даже ненавидит. Таинственный колдун живёт один с чёрной кошкой, которая до сих пор жива, хотя прошли десятилетия. Да и сам ведьмарь не сильно изменился…

Женитьба — Гоголь Николай

Женитьба — Гоголь Николай

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) — великий русский писатель, книги которого неизменно входят в школьную программу по литературе. Перу Гоголя принадлежит немало знаменитых повестей и рассказов, гениальная поэма в прозе «Мёртвые души»; не менее известен он и драматическими произведениями. В их числе пьеса «Женитьба». По жанру это бытовая комедия. Она высмеивает обычай столичных купцов и чиновников заключать браки по расчёту, из-за чего бракосочетание превращается в банальную коммерческую сделку…