МЕРТВЫЕ ДУШИ

Читает Борис Улитин

К читателю от сочинителя
Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил Бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне.
В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так что на всякой странице есть что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня. Не пренебреги таким делом. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в глазах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом ее исправлять и писать на нее замечания, — я прошу тебя это сделать. А ты, читатель невысокого образования и простого звания, не считай себя таким невежею, чтобы ты не мог меня чему-нибудь поучить. Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что-нибудь такое, чего другой не заметил, и узнал что-нибудь такое, чего другие не знают. А потому не лиши меня твоих замечаний: не может быть, чтобы ты не нашелся чего-нибудь сказать на какое-нибудь место во всей книге, если только внимательно прочтешь ее.
Как бы, например, хорошо было, если бы хотя один из тех, которые богаты опытом и познанием жизни и знают круг тех людей, которые мною описаны, сделал свои заметки сплошь на всю книгу, не пропуская ни одного листа ее, и принялся бы читать ее не иначе, как взявши в руки перо и положивши перед собою лист почтовой бумаги, и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и всех людей, с которыми встречался, и все происшествия, случившиеся перед его глазами, и все, что видел сам или что слышал от других подобного тому, что изображено в моей книге, или же противоположного тому, все бы это описал в таком точно виде, в каком оно предстало его памяти, и посылал бы ко мне всякий лист по мере того, как он испишется, покуда таким образом не прочтется им вся книга. Какую бы кровную он оказал мне услугу! О слоге или красоте выражений здесь нечего заботиться; дело в деле и в правде дела, а не в слоге. Нечего ему также передо мною чиниться, если бы захотелось меня попрекнуть, или побранить, или указать мне вред, какой я произвел наместо пользы необдуманным и неверным изображением чего бы то ни было. За все буду ему благодарен.
Хорошо бы также, если бы кто нашелся из сословия высшего, отдаленный всем и самой жизнью и образованием от того круга людей, который изображен в моей книге, но знающий зато жизнь того сословия, среди которого живет, и решился бы таким же самым образом прочесть сызнова мою книгу и мысленно припомнить себе всех людей сословия высшего, с которыми встречался на веку своем, и рассмотреть внимательно, нет ли какого сближения между этими сословиями и не повторяется ли иногда то же самое в круге высшем, что делается в низшем? и все, что ни придет ему на ум по этому поводу, то есть всякое происшествие высшего круга, служащее в подтверждение или в опровержение этого, описал бы, как оно случилось перед его глазами, не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они. Мне нужно знать это сословие, которое есть цвет народа. Я не могу выдать последних томов моего сочинения по тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон, хотя в такой мере, в какой мне нужно ее знать для моего сочинения.
Недурно также, если бы кто-нибудь такой, кто наделен способностью воображать или живо представлять себе различные положения людей и преследовать их мысленно на разных поприщах, — словом, кто способен углубляться в мысль всякого читаемого им автора или развивать ее, проследил бы пристально всякое лицо, выведенное в моей книге, и сказал бы мне, как оно должно поступить в таких и таких случаях, что с ним, судя по началу, должно случиться далее, какие могут ему представиться обстоятельства новые и что было бы хорошо прибавить к тому, что уже мной описано; все это желал бы я принять в соображение к тому времени, когда воспоследует издание новое этой книги, в другом и лучшем виде.
Об одном прошу крепко того, кто захотел бы наделить меня своими замечаниями: не думать в это время, как он будет писать, что пишет он их для человека ему равного по образованию, который одинаковых с ним вкусов и мыслей и может уже многое смекнуть и сам без объяснения; но вместо того воображать себе, что перед ним стоит человек, несравненно его низший образованьем, ничему почти не учившийся. Лучше даже, если наместо меня он себе представит какого-нибудь деревенского дикаря, которого вся жизнь прошла в глуши, с которым нужно входить в подробнейшее объяснение всякого обстоятельства и быть просту в речах, как с ребенком, опасаясь ежеминутно, чтоб не употребить выражений свыше его понятия. Если это беспрерывно будет иметь в виду тот, кто станет делать замечания на мою книгу, то его замечания выйдут более значительны и любопытны, чем он думает сам, а мне принесут истинную пользу.
Итак, если бы случилось, что моя сердечная просьба была бы уважена моими читателями и нашлись бы из них действительно такие добрые души, которые захотели бы сделать все так, как я хочу, то вот каким образом они могут переслать свои замечания: сделавши сначала пакет на мое имя, завернуть его потом в другой пакет, или на имя ректора С. -Петербургского университета, его превосходительства Петра Александровича Плетнева, адресуя прямо в С. -Петербургский университет, или на имя профессора Московского университета, его высокородия Степана Петровича Шевырева, адресуя в Московский университет, смотря по тому, к кому какой город ближе.
А всех, как журналистов, так и вообще литераторов, благодаря искренно за все их прежние отзывы о моей книге, которые, несмотря на некоторую неумеренность и увлечения, свойственные человеку, принесли, однако ж, пользу большую как голове, так и душе моей, прошу не оставить и на этот раз меня своими замечаниями. Уверяю искренно, что все, что ни будет ими сказано на вразумленье или поученье мое, будет принято мною с благодарностью.
Книга взята на трекере Клуба любителей Аудиокниг

или
зарегистрироваться за 30 секунд,
чтобы скачать magnet

Год издания аудиокниги — 2006

Издательство — Неизвестно

Кодек — MP3

Битрейт — 64kBit/s kbps

Длительность неизвестна

Размер аудиокниги — 343.43 MB

Музыка — нет данных

Опубликовано — 3 июля 2007 года в 00:42

WhatsApp
Telegram
ВК
Pinterest

Другие варианты этой аудиокниги (12)

Мертвые души. Том 2 — Гоголь Николай

Мертвые души. Том 2 — Гоголь Николай

Ночью на вторник с 11 на 12 февраля 1852 года огонь уничтожил страницы рукописи второго тома «Мёртвых душ», обратив бумагу, на которой она была написана в пепел, а содержание рукописи в тайну, на протяжении вот уже более 140 лет занимающую не одно поколение читателей и исследователей творчества Николая Васильевича Гоголя. В огне уцелели лишь первая глава рукописи, часть второй главы, глава третья и фрагменты четвёртой и заключительной глав, которых всего должно было насчитываться одиннадцать. …

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

В пятый том собрания входит первый том поэмы «Мертвые души», публикация которого в 1842 г. стала значительным событием не только в литературной, но и в общественной жизни России. В приложении к первому тому «Мертвых душ» читатели найдут редакцию «Повести о капитане Копейкине», разрешенную цензурой, черновые наброски к отдельным главам поэмы, предисловие ко второму ее изданию, а также статью В. Г. Короленко «Трагедия великого юмориста». Второй том поэмы «Мертвые души», над которым Гоголь работал…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

«Мертвые души» — одно из самых масштабных и значимых произведений русской литературы. Путешествие господина Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это в первую очередь масштабное исследование на вопрос, волновавший русских людей во все времена: «Русь, куда ж несешься ты? » Здесь отражены самые разные характеры и личности, города и веси проносятся перед взором героя своего времени — Чичикова, и снова и снова раскидывает крылья птица-тройка. В большинстве собраний сочинений Н. В. …

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

"Мертвые души" - одно из самых значимых и великих произведений русской литературы. Путешествие Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» - это не только история про хитрого и ловкого авантюриста, но и философское размышление о сущности человека и его жизненном пути, а также галерея ярких психологических портретов, актуальных во все времена. Странствуя вместе с Чичиковым по России, Николай Васильевич Гоголь выступает в роли поводыря для своего героя, подобно тени Вергилия в «Божественной…

Мёртвые души — Гоголь Николай

Мёртвые души — Гоголь Николай

Тонкая ирония, яркие персонажи, великолепный гоголевский текст, неподражаемая игра замечательного актёра и режиссёра Алексея Багдасарова и абсолютно уникальная музыка Владимира Бруса. Аудиокнига «Мёртвые души» не оставит равнодушной ни одну живую душу. Вы только послушайте!

Мёртвые души — Гоголь Николай Васильевич

Мёртвые души — Гоголь Николай Васильевич

«Мертвые души» — одно из самых масштабных и значимых произведений русской литературы. Путешествие господина Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это в первую очередь масштабное исследование на вопрос, волновавший русских людей во все времена: «Русь, куда ж несешься ты? » Здесь отражены самые разные характеры и личности, города и веси проносятся перед взором героя своего времени — Чичикова, и снова и снова раскидывает крылья птица-тройка. В большинстве собраний сочинений Н. В. …

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

Год выпуска : 2006 Автор : Н.В. Гоголь Исполнитель : Вячеслав Герасимов Жанр : Поэма Издательство : Студия АРДИС Тип : аудиокнига Аудио кодек : MP3 Битрейт аудио : 32 kbps Время звучания : I Том - 12 ч. 28 мин., II Том - 06 ч. 30 мин.

Мёртвые души. Старосветские помещики. Вий. — Гоголь Николай

Мёртвые души. Старосветские помещики. Вий. — Гоголь Николай

Мертвые души: Одно из величайших и до конца не разгаданных произведений мировой литературы прозвучит в исполнении Народного артиста России Вадима Яковлева. Перед слушателями оживет целая вереница бессмертных образов, являющих собой сатиру не только на дворянское общество самодержавной России, но и на человечество в целом. Продолжительность: 21 час 07 минут Старосветские помещики: В повести «Старосветские помещики» Николай Васильевич Гоголь со свойственным ему мастерством живописно изобразил…

"Мертвые души" — Гоголь Николай

Основной идеей создания коллекции «Антология русской классической литературы» стало желание донести до уважаемой публики полный авторский текст великих русских авторов в жанре аудиоспектакля. Издатели намеренно не использовали в работе над этими спектаклями труд известных актеров - им кажется естественным и правильным слушать и переживать, не узнавая голос артиста. Когда Вы берете в руки книгу - внутри Вас звучит только Ваш голос и только Ваши эмоции, слезы и смех имеют значение, потому что …

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

Известно, что замысел «Мертвых Душ» был подсказан Гоголю Пушкиным. Гоголь работал на этой поэмой долго и самозабвенно, мысля написать ее в трех частях, по аналогии с «Божественной Комедией» Данте. Гоголь представлял, что в его произведении будут «Ад», «Чистилище» и «Рай», как и у Данте. До нас дошла только первая часть поэмы, в которой Гоголь раскрывал сущность, «ад», русской жизни. Во второй и третьей частях он хотел показать возрождение Руси, однако третья часть так и не была написана, а вторая…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

Н. В. Гоголь начал работу над своим главным трудом - «Мертвые души» в 1835 году. Ни над одним из своих произведений ранее писатель не работал так кропотливо и тщательно, так вдумчиво и напряженно. Настоящее и будущее России стали основными темами книги, найдя свое отражение в живописных и ярких образах героев поэмы, в характеристике их внутреннего мира и духа целой эпохи. Прошло уже более ста шестидесяти лет с того дня, как гениальная поэма о чиновничьем беспределе, времени и лицах России начала…

Николай Васильевич Гоголь - Мертвые души — Гоголь Николай

Николай Васильевич Гоголь - Мертвые души — Гоголь Николай

«Мертвые души» – уникальный роман, ставший для русской литературы своеобразным эталоном иронической прозы. История гениального дельца Чичикова, скупающего в глухой провинции «мертвые души» крепостных крестьян, по сей день поражает своей современностью и тонким юмором. Николай Васильевич Гоголь происходит из помещичьей семьи среднего достатка. Он родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. В 1828 году, окончив гимназию, Гоголь отправляется…

Другие аудиокниги этого автора

Петербургские повести — Гоголь Николай

Петербургские повести — Гоголь Николай

Сборник повестей Николая Васильевича Гоголя описывает многоликий и столь изменчивый Санкт-Петербург. Лично побывав в шкуре мелкого чиновника и проникнувшись «службой государевой», Николай Васильевич с удивительной точностью изображает нравы «значительных лиц» того времени. И словно отражая душу Петербурга, пишет он о «маленьких людях», об искалеченных человеческих судьбах. Не случайно повесть «Невский проспект» стоит первой в этом сборнике, противопоставляя внешнюю красоту и напыщенность северной…

Ночь перед Рождеством — Гоголь Николай

Ночь перед Рождеством — Гоголь Николай

«Ночь перед Рождеством» — произведение Гоголя, впервые опубликованное в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести, изданные «Пасичником Рудым Паньком». Действие повести разворачивается в деревне Диканька и столице империи Санкт-Петербурге.

Тарас Бульба — Гоголь Николай

Тарас Бульба — Гоголь Николай

Известная повесть Н. В. Гоголя из цикла «Миргород», «Тарас Бульба» — одна из лучших повестей великого русского христианского писателя Николая Васильевича Гоголя. Она посвящена героическим страницам истории запорожского казачества. Воссоздавая яркие и образные картины славного прошлого, Гоголь показывает нам истинных героев духа, которых отличает мужество и верность воинскому братству, боевая удаль и отвага, любовь к Богу и Отечеству. При создании повести автор широко использовал различные исторические…

Новинки в этом разделе

Хроники спекулянта. В поисках утраченного антиквариата — Шварцер Аркадий

Хроники спекулянта. В поисках утраченного антиквариата — Шварцер Аркадий

Все истории, собранные в этой удивительной аудиокниге, абсолютно правдивы. Кроме того, автор старался, чтобы они были изложены весело и увлекательно. И ему это удалось. А ведь от каждой из них пахнет не только артистизмом в духе Остапа Бендера, но и настоящим криминалом! Порой автор и сам удивляется, как ему, в советском прошлом — спекулянту широкого искусствоведческого профиля, а ныне достойному эксперту по раритетам и антиквариату, удалось стать участником столь причудливых событий. Слушателю…

Лихие 90-е — Гатин Игорь

Лихие 90-е — Гатин Игорь

Новая российская государственность рождалась в муках беззакония, безвластия и свободы, граничащей с анархией. После длительного застоя 70-х — 80-х, усыпивших пару поколений советских людей, события вдруг приобрели пугающую быстроту. Требовалось бежать, чтобы оставаться на месте, и очень быстро думать и принимать решения, чтобы опережать энтропию. Большинство было к этому не готово — прежние правила оказались бесполезны, былые заслуги не учитывались, опыт не работал. Простой парень Ромка, получивший…

Мадагаскар. Кинематографический роман — Ибрагимбеков Мурад

Мадагаскар. Кинематографический роман — Ибрагимбеков Мурад

Европа, конец 30-х — начало 40-х годов прошлого века. Ещё вчера Штефан Шустер был довольно известным в Германии режиссёром эротических фильмов, а ныне по заказу нацистов он вынужден снимать пропагандистскую киноленту о жизни в изолированном трудовом лагере для представителей национального меньшинства. Будучи сам сегрегированным, поражённым в гражданских правах, он поначалу с энтузиазмом берётся за съёмки, однако каждый новый день убеждает Шустера в том, что сценарий лжив, а внешняя благоустроенность…

Идиот — Достоевский Фёдор

Идиот — Достоевский Фёдор

Князь Мышкин, главный герой знаменитого романа Ф. М. Достоевского «Идиот», несёт людям проповедь сострадания, прощения, милосердия и братства. Однако надежды его рушатся: становится убийцей «крёстный брат» Рогожин, гибнет «красота» Настасья Филипповна… И всё-таки без таких людей, как князь, мир не существует. «Он только прикоснулся к их жизни, — пишет Достоевский. — Но где только он ни прикоснулся — везде он оставил неисследимую черту». Такие насыщенные сюжеты всегда «обречены» вызывать в читателе…

Антисоветский Советский Союз — Войнович Владимир

Антисоветский Советский Союз — Войнович Владимир

Причудливые, неправдоподобные, но задокументированные картины недавней нашей реальности в жизни, литературе и политике. 1973–1993.