МЕРТВЫЕ ДУШИ

Читает Борис Улитин

К читателю от сочинителя
Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил Бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне.
В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так что на всякой странице есть что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня. Не пренебреги таким делом. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в глазах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом ее исправлять и писать на нее замечания, — я прошу тебя это сделать. А ты, читатель невысокого образования и простого звания, не считай себя таким невежею, чтобы ты не мог меня чему-нибудь поучить. Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что-нибудь такое, чего другой не заметил, и узнал что-нибудь такое, чего другие не знают. А потому не лиши меня твоих замечаний: не может быть, чтобы ты не нашелся чего-нибудь сказать на какое-нибудь место во всей книге, если только внимательно прочтешь ее.
Как бы, например, хорошо было, если бы хотя один из тех, которые богаты опытом и познанием жизни и знают круг тех людей, которые мною описаны, сделал свои заметки сплошь на всю книгу, не пропуская ни одного листа ее, и принялся бы читать ее не иначе, как взявши в руки перо и положивши перед собою лист почтовой бумаги, и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и всех людей, с которыми встречался, и все происшествия, случившиеся перед его глазами, и все, что видел сам или что слышал от других подобного тому, что изображено в моей книге, или же противоположного тому, все бы это описал в таком точно виде, в каком оно предстало его памяти, и посылал бы ко мне всякий лист по мере того, как он испишется, покуда таким образом не прочтется им вся книга. Какую бы кровную он оказал мне услугу! О слоге или красоте выражений здесь нечего заботиться; дело в деле и в правде дела, а не в слоге. Нечего ему также передо мною чиниться, если бы захотелось меня попрекнуть, или побранить, или указать мне вред, какой я произвел наместо пользы необдуманным и неверным изображением чего бы то ни было. За все буду ему благодарен.
Хорошо бы также, если бы кто нашелся из сословия высшего, отдаленный всем и самой жизнью и образованием от того круга людей, который изображен в моей книге, но знающий зато жизнь того сословия, среди которого живет, и решился бы таким же самым образом прочесть сызнова мою книгу и мысленно припомнить себе всех людей сословия высшего, с которыми встречался на веку своем, и рассмотреть внимательно, нет ли какого сближения между этими сословиями и не повторяется ли иногда то же самое в круге высшем, что делается в низшем? и все, что ни придет ему на ум по этому поводу, то есть всякое происшествие высшего круга, служащее в подтверждение или в опровержение этого, описал бы, как оно случилось перед его глазами, не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они. Мне нужно знать это сословие, которое есть цвет народа. Я не могу выдать последних томов моего сочинения по тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон, хотя в такой мере, в какой мне нужно ее знать для моего сочинения.
Недурно также, если бы кто-нибудь такой, кто наделен способностью воображать или живо представлять себе различные положения людей и преследовать их мысленно на разных поприщах, — словом, кто способен углубляться в мысль всякого читаемого им автора или развивать ее, проследил бы пристально всякое лицо, выведенное в моей книге, и сказал бы мне, как оно должно поступить в таких и таких случаях, что с ним, судя по началу, должно случиться далее, какие могут ему представиться обстоятельства новые и что было бы хорошо прибавить к тому, что уже мной описано; все это желал бы я принять в соображение к тому времени, когда воспоследует издание новое этой книги, в другом и лучшем виде.
Об одном прошу крепко того, кто захотел бы наделить меня своими замечаниями: не думать в это время, как он будет писать, что пишет он их для человека ему равного по образованию, который одинаковых с ним вкусов и мыслей и может уже многое смекнуть и сам без объяснения; но вместо того воображать себе, что перед ним стоит человек, несравненно его низший образованьем, ничему почти не учившийся. Лучше даже, если наместо меня он себе представит какого-нибудь деревенского дикаря, которого вся жизнь прошла в глуши, с которым нужно входить в подробнейшее объяснение всякого обстоятельства и быть просту в речах, как с ребенком, опасаясь ежеминутно, чтоб не употребить выражений свыше его понятия. Если это беспрерывно будет иметь в виду тот, кто станет делать замечания на мою книгу, то его замечания выйдут более значительны и любопытны, чем он думает сам, а мне принесут истинную пользу.
Итак, если бы случилось, что моя сердечная просьба была бы уважена моими читателями и нашлись бы из них действительно такие добрые души, которые захотели бы сделать все так, как я хочу, то вот каким образом они могут переслать свои замечания: сделавши сначала пакет на мое имя, завернуть его потом в другой пакет, или на имя ректора С. -Петербургского университета, его превосходительства Петра Александровича Плетнева, адресуя прямо в С. -Петербургский университет, или на имя профессора Московского университета, его высокородия Степана Петровича Шевырева, адресуя в Московский университет, смотря по тому, к кому какой город ближе.
А всех, как журналистов, так и вообще литераторов, благодаря искренно за все их прежние отзывы о моей книге, которые, несмотря на некоторую неумеренность и увлечения, свойственные человеку, принесли, однако ж, пользу большую как голове, так и душе моей, прошу не оставить и на этот раз меня своими замечаниями. Уверяю искренно, что все, что ни будет ими сказано на вразумленье или поученье мое, будет принято мною с благодарностью.
Книга взята на трекере Клуба любителей Аудиокниг

или
зарегистрироваться за 30 секунд,
чтобы скачать magnet

Год издания аудиокниги — 2006

Издательство — Неизвестно

Кодек — MP3

Битрейт — 64kBit/s kbps

Длительность неизвестна

Размер аудиокниги — 343.43 MB

Музыка — нет данных

Опубликовано — 3 июля 2007 года в 00:42

WhatsApp
Telegram
ВК
Pinterest
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы написать комментарий

Другие варианты этой аудиокниги (12)

Мертвые души. Том 2 — Гоголь Николай

Мертвые души. Том 2 — Гоголь Николай

Ночью на вторник с 11 на 12 февраля 1852 года огонь уничтожил страницы рукописи второго тома «Мёртвых душ», обратив бумагу, на которой она была написана в пепел, а содержание рукописи в тайну, на протяжении вот уже более 140 лет занимающую не одно поколение читателей и исследователей творчества Николая Васильевича Гоголя. В огне уцелели лишь первая глава рукописи, часть второй главы, глава третья и фрагменты четвёртой и заключительной глав, которых всего должно было насчитываться одиннадцать…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

В пятый том собрания входит первый том поэмы «Мертвые души», публикация которого в 1842 г. стала значительным событием не только в литературной, но и в общественной жизни России. В приложении к первому тому «Мертвых душ» читатели найдут редакцию «Повести о капитане Копейкине», разрешенную цензурой, черновые наброски к отдельным главам поэмы, предисловие ко второму ее изданию, а также статью В. Г. Короленко «Трагедия великого юмориста». Второй том поэмы «Мертвые души», над которым Гоголь работал…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

«Мертвые души» — одно из самых масштабных и значимых произведений русской литературы. Путешествие господина Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это в первую очередь масштабное исследование на вопрос, волновавший русских людей во все времена: «Русь, куда ж несешься ты? » Здесь отражены самые разные характеры и личности, города и веси проносятся перед взором героя своего времени — Чичикова, и снова и снова раскидывает крылья птица-тройка. В большинстве собраний сочинений Н. В…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

"Мертвые души" - одно из самых значимых и великих произведений русской литературы. Путешествие Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» - это не только история про хитрого и ловкого авантюриста, но и философское размышление о сущности человека и его жизненном пути, а также галерея ярких психологических портретов, актуальных во все времена. Странствуя вместе с Чичиковым по России, Николай Васильевич Гоголь выступает в роли поводыря для своего героя, подобно тени Вергилия в «Божественной…

Мёртвые души — Гоголь Николай

Мёртвые души — Гоголь Николай

Тонкая ирония, яркие персонажи, великолепный гоголевский текст, неподражаемая игра замечательного актёра и режиссёра Алексея Багдасарова и абсолютно уникальная музыка Владимира Бруса. Аудиокнига «Мёртвые души» не оставит равнодушной ни одну живую душу. Вы только послушайте!

Мёртвые души — Гоголь Николай Васильевич

Мёртвые души — Гоголь Николай Васильевич

«Мертвые души» — одно из самых масштабных и значимых произведений русской литературы. Путешествие господина Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это в первую очередь масштабное исследование на вопрос, волновавший русских людей во все времена: «Русь, куда ж несешься ты? » Здесь отражены самые разные характеры и личности, города и веси проносятся перед взором героя своего времени — Чичикова, и снова и снова раскидывает крылья птица-тройка. В большинстве собраний сочинений Н. В…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

Год выпуска : 2006 Автор : Н.В. Гоголь Исполнитель : Вячеслав Герасимов Жанр : Поэма Издательство : Студия АРДИС Тип : аудиокнига Аудио кодек : MP3 Битрейт аудио : 32 kbps Время звучания : I Том - 12 ч. 28 мин., II Том - 06 ч. 30 мин.

Мёртвые души. Старосветские помещики. Вий. — Гоголь Николай

Мёртвые души. Старосветские помещики. Вий. — Гоголь Николай

Мертвые души: Одно из величайших и до конца не разгаданных произведений мировой литературы прозвучит в исполнении Народного артиста России Вадима Яковлева. Перед слушателями оживет целая вереница бессмертных образов, являющих собой сатиру не только на дворянское общество самодержавной России, но и на человечество в целом. Продолжительность: 21 час 07 минут Старосветские помещики: В повести «Старосветские помещики» Николай Васильевич Гоголь со свойственным ему мастерством живописно изобразил…

"Мертвые души" — Гоголь Николай

Основной идеей создания коллекции «Антология русской классической литературы» стало желание донести до уважаемой публики полный авторский текст великих русских авторов в жанре аудиоспектакля. Издатели намеренно не использовали в работе над этими спектаклями труд известных актеров - им кажется естественным и правильным слушать и переживать, не узнавая голос артиста. Когда Вы берете в руки книгу - внутри Вас звучит только Ваш голос и только Ваши эмоции, слезы и смех имеют значение, потому что…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

Известно, что замысел «Мертвых Душ» был подсказан Гоголю Пушкиным. Гоголь работал на этой поэмой долго и самозабвенно, мысля написать ее в трех частях, по аналогии с «Божественной Комедией» Данте. Гоголь представлял, что в его произведении будут «Ад», «Чистилище» и «Рай», как и у Данте. До нас дошла только первая часть поэмы, в которой Гоголь раскрывал сущность, «ад», русской жизни. Во второй и третьей частях он хотел показать возрождение Руси, однако третья часть так и не была написана, а вторая…

Мертвые души — Гоголь Николай

Мертвые души — Гоголь Николай

Н. В. Гоголь начал работу над своим главным трудом - «Мертвые души» в 1835 году. Ни над одним из своих произведений ранее писатель не работал так кропотливо и тщательно, так вдумчиво и напряженно. Настоящее и будущее России стали основными темами книги, найдя свое отражение в живописных и ярких образах героев поэмы, в характеристике их внутреннего мира и духа целой эпохи. Прошло уже более ста шестидесяти лет с того дня, как гениальная поэма о чиновничьем беспределе, времени и лицах России …

Николай Васильевич Гоголь - Мертвые души — Гоголь Николай

Николай Васильевич Гоголь - Мертвые души — Гоголь Николай

«Мертвые души» – уникальный роман, ставший для русской литературы своеобразным эталоном иронической прозы. История гениального дельца Чичикова, скупающего в глухой провинции «мертвые души» крепостных крестьян, по сей день поражает своей современностью и тонким юмором. Николай Васильевич Гоголь происходит из помещичьей семьи среднего достатка. Он родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. В 1828 году, окончив гимназию, Гоголь отправляется…

Другие аудиокниги этого автора

Женитьба — Гоголь Николай

Женитьба — Гоголь Николай

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) — великий русский писатель, книги которого неизменно входят в школьную программу по литературе. Перу Гоголя принадлежит немало знаменитых повестей и рассказов, гениальная поэма в прозе «Мёртвые души»; не менее известен он и драматическими произведениями. В их числе пьеса «Женитьба». По жанру это бытовая комедия. Она высмеивает обычай столичных купцов и чиновников заключать браки по расчёту, из-за чего бракосочетание превращается в банальную коммерческую сделку…

Ревизор. Женитьба. Игроки — Гоголь Николай

Ревизор. Женитьба. Игроки — Гоголь Николай

Комедия о ложном ревизоре, как и пороки её героев, бессмертна. В основе пьес «Женитьба» и «Игроки» лежат анекдоты. В первом случае — о неудачном сватовстве, во втором — о плутнях шулеров. Незамысловатые сюжеты автор повернул так, что пьесы запестрели не только ярко очерченными характерами персонажей и их нравами, но и мельчайшими элементами провинциального быта.

Тарас Бульба — Гоголь Николай

Тарас Бульба — Гоголь Николай

Николай Гоголь — великий классик, изучаемый со школьной скамьи писатель; Тарас Бульба — герой, хорошо знакомый из курса литературы… Казацкая вольница, сражения с поляками, красавица панночка… Как много незнакомого, потрясающе трагического и завораживающе прекрасного можно открыть в, казалось бы, известной истории. Когда на одной чаше весов Долг, Честь, Подвиг, Отечество, а на другой — родная кровь, любимый сын, и нужно сделать Выбор… «Тарас Бульба» в исполнении Артёма Цыпина звучит с особым …

Новинки в этом разделе

Избранные рассказы — Чехов Антон

Избранные рассказы — Чехов Антон

«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», — это, пожалуй, лаконичная и точная характеристика гениальных рассказов Антона Павловича Чехова, величайшего писателя, публициста и драматурга. Тонкий юмор, язвительный сарказм и, вместе с тем, трогательная до нежности чуткость ко всякому человеческому переживанию — отличительные черты его произведений. Но ироничность писателя не маскируют серость и безысходность жизни его героев. Как писал сам Антон Павлович, «…человек станет лучше, когда…

Поездка в Полесье — Тургенев Иван

Поездка в Полесье — Тургенев Иван

В «Поездке в Полесье» воплотились многолетние размышления Тургенева над Человеком и Природой. «Поездка в Полесье» — первое произведение писателя, во многом предварившее философские обобщения в таких повестях, как «Довольно», романах «Отцы и дети», «Накануне», в «Стихотворениях в прозе». Особенно ясно прочитывается повесть в сопоставлении со статьёй Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (начатой осенью того же, 1856 года, когда уже писалась «Поездка в Полесье») — она может служить своеобразным авторским…

Женщины Лазаря — Степнова Марина

Женщины Лазаря — Степнова Марина

«Женщины Лазаря» — знаменитый роман Марины Степновой — теперь в авторской озвучке! Семейная сага длиною в столетие рассказывает об острых гранях любви между гениальным учёным и тремя женщинами его жизни. «У меня очень непростые отношения с этой книгой. Она очень много для меня сделала, так много, что я назвала дочь Марусей — в честь Маруси из «Женщин Лазаря». С другой стороны, я всегда ужасно на эту книгу злилась, ревновала — отчаянно старалась написать что-нибудь лучше. В общем, это настоящая…

Отец смотрит на запад — Манойло Екатерина

Отец смотрит на запад — Манойло Екатерина

«Отец смотрит на запад» — дебютный роман Екатерины Манойло, который задолго до выхода книги привлёк пристальное внимание литературных обозревателей и критиков, а также получил премию «Лицей» имени Александра Пушкина. Героиня романа Катя — дочь русской и казаха — живёт в маленьком приграничном городе, и две эти культуры оказали равное влияние на формирование её личности: противоречивой, сложной, яркой. Она уезжает в Москву от глубокой личной трагедии, но вырваться из родных мест навсегда невозможно…

Двенадцать стульев. Золотой телёнок — Ильф Илья, Петров Евгений

Двенадцать стульев. Золотой телёнок — Ильф Илья, Петров Евгений

Двух талантливых авторов-юмористов, в соавторстве написавших романы-бестселлеры «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», трудно разделить, как сиамских близнецов. Ильф и Петров, десятилетие творившие вместе, даже порознь писали так, что ценители их творчества не отличали, перу которого из них принадлежат главы повести «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», «Одноэтажная Америка», «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и другие.