Олег Табаков

Олег Табаков

Дата рождения: 17 августа 1935 года.

Табаков.Олег Павлович


Дата рождения:
17 августа 1935
Место рождения:
Саратов, СССР
Гражданство:
СССР, Россия
Профессия:
актёр, режиссёр театра
http://www.tabakov.ru/


Оле́г Па́влович Табако́в (род. 17 августа 1935, Саратов, СССР) — Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ. Художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова. Президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Совета по культуре при Президенте России.


Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в городе Саратов в семье врачей — Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Сестра — Мира, её отцом был первый муж Марии Андреевны — Гуго Юльевич Гольдштерн

Раннее детство провёл с родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы войны: отец ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в 1950—1953 годах в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, руководимой педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» для ста шестидесяти актёров.

Школа-студия МХАТ

В 1953 году Олег Табаков окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ[2], на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, «Современник» стал одновременно и «…подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас».

Театр «Современник»

«Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков — самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.

Табаков — один из наиболее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Из-за своей большой нагрузки в возрасте 29 лет перенёс инфаркт (1964 год). Много работал на радио. В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль — Хлестакова в спектакле «Ревизор». Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принимает решение стать директором театра, и одновременно с этим способствует утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет, и принесло театру немало пользы.

Преподавательская деятельность

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение — взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу.

В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н. Лебедева, И. Нефёдов, Л. Кузнецова, М. Овчинникова, В. Никитин, А. Якубов, О. Топилина и К. Панченко. Среди пришедших поступать учиться к Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова — профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время
В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».

В 1978 году состоялась премьера «подвала» — спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве.

С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени — А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый Театр. Однако официального статуса театру не дали.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы». В 1982 году Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

С 1976 по 1983 год Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях, и в 1983 году принял решение о переходе во МХАТ по приглашению О. Н. Ефремова. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». По сей день это один из наиболее посещаемых спектаклей театра.

1986 год — первый зам. министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью.

С 2000 года Олег Табаков параллельно совмещает следующее:
Художественное руководство двумя театрами;
Работу в МХТ им. А. П. Чехова и Театре под руководством О. Табакова в качестве актёра;
Руководство кафедрой мастерства актёра в Школе-студии МХТ;
Обучение студентов и режиссура за границей;
Продюсирование;
Съёмки в кино- и телефильмах.

В 2004 году Табаков, как продюсер, руководитель двух театров и прочее совмещение обязанностей и профессий, стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».

Московская театральная школа Олега Табакова

В 2008 году было объявлено об открытии театрального колледжа при театре Табакова, уникальной школе-пансионе, в которой будут учиться актерской профессии дети со всей стр
Взгляды
Из интервью Олега Табакова с журналом «LюMON»(г. Челябинск)

"…Я вообще заметный человек. Я достаточно дистанцируюсь от любой власти на протяжении 51 года.

…Я ведь не режиссёр. У меня есть данные, я могу научить актёров хорошо играть, но художественный театр я никому не наследовал, ничье дело я не продолжаю. Я — кризисный управляющий. Вот в меру своего понимания и занимаюсь этим. Когда я пришёл на должность художественного руководителя МХТ им. Чехова, то довольно быстро распустил все общественные организации: совет по делам молодежи, трудсовет и пр.

…Я много работаю. И когда я работаю, условия проживания, конечно, имеют определённое значение, но не решающее.

…К сожалению, современная театральная педагогика удовлетворяется некоей полумерой: из людей средних способностей получаются актёры. Но это вовсе не означает, что эта работа не должна проводиться.

…В театре не так много актёров, которые могут работать «паровозами». Так было всегда. Я не могу мечтать о пьесе, не связывая её с актёром.

…Я один из немногих, кто выиграл суд относительно того, что издатели тиражировали те передачи, которые я ставлю на радио. Вообще, основные свои деньги я «заработал» на радио. Когда американцы продали фильм про Гарфилда, то обязательным условием было, что озвучивать кота будет «артист Т».

…Цивильная, нормальная семья бывает здоровой, только если в ней есть дети. А иначе приходишь в дом иногда: и картины на стенах, и книги с золотыми обрезами, и хрусталь… а детей нет — и некий «the smell of cheese» — запах сыра — присутствует. А вбежит в эту комнату пусть не ребёнок, хотя бы щенок, помашет хвостом — и все становятся людьми.

…Очень важно не забывать тезу Владимира Ивановича Немировича-Данченко о том, что на нас жизнь не кончается.
Награды
Государственная премия СССР (1967)
Государственная премия РФ (1999)
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (17 августа 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 августа 2005) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 октября 1998) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра
Орден Дружбы народов (10 ноября 1993) — за большой личный вклад в развитие театрального искусства и подготовку высококвалифицированных кадров для театра и кино[7]
Орден Трудового Красного Знамени (1982)
Орден «Знак Почёта» (1967)
Народный артист СССР (1988)
Народный артист РСФСР (1977)
Почётный член Российской академии художеств (8 октября 2008)[8][9]
Премия президента РФ в области литературы и искусства (2003)
Премия Московского комсомола (1967)
[править]
Семья
Олег Павлович Табаков дважды был женат.
Первая жена — актриса Людмила Ивановна Крылова. Дети от первого брака — актёр и ресторатор Антон Табаков (1960) и актриса Александра Табакова (1966).
В настоящее время женат на актрисе Марине Зудиной. Дети от второго брака — Павел (1995) и Мария (2006).
Творчеств
Роли в театре
Московский театр «Современник»
1956 — «Вечно живые». Виктор Розов. Режиссёр: Олег Ефремов
1957 — «В поисках радости». Виктор Розов. Режиссёры: Олег Ефремов и Виктор Сергачёв
1958 — «Никто». Э. Де Филиппо. Режиссёр: Анаталий Эфрос
1958 — «Продолжение легенды». Анатолий Кузнецов. Режиссёры: Олег Ефремов и Сергей Микаэля
Московский театр-студия п/р Олега Табакова
1990 — «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову. Режиссёр: Олег Табаков
2004 — «Дядя Ваня». А. П. Чехова. Режиссёр: Миндаугас Карбаускис — Серебряков Александр Владимирович
2009 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Пьер де Бомарше. Режиссёр: Константин Богомолов