Наталья Гундарева

Наталья Гундарева

Дата рождения: 28 августа 1948 года.

Дата смерти: 15 мая 2005 года.

Гундарева, Наталья Георгиевна


Имя при рождении:
Наталья Георгиевна Гундарева
Дата рождения:
28 августа 1948
Место рождения:
Москва, СССР
Дата смерти:
15 мая 2005 (56 лет)
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
СССР → Россия
Профессия:
актриса


Ната́лья Гео́ргиевна Гу́ндарева (28 августа 1948 — 15 мая 2005) — советская и российская актриса театра и кино. Одна из самых популярных актрис советского кинематографа 1970—1980 годов.

В 1972—2001 годах ведущая актриса театра имени Маяковского. Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах как «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома» и других. Народная артистка РСФСР (1986), лауреат Государственной премии СССР (1984), лауреат премии Ника.
Биография
Начало

Родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В 10-м классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей[1].

Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище[2]. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатыревым, Натальей Варлей[1].

В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашают в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, но Гундарева выбирает театр имени Маяковского и, с тех пор, он становится её родным коллективом[2]. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров держал актрису во втором составе и она получала только эпизодические роли. В 1974 году в постановку «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому необходимо было срочно ввести новую актрису вместо выбывшей в последний момент. Всего после 10 дней репетиций Гундарева вошла на роль Липочки. Её дебют в ведущей роли сразу был положительно оценен театральной Москвой[3][4].

На сцене практически ни одна работа актрисы не проходит незамеченной критикой: Дуньки в телеспектакле «Любовь Яровая» (режиссёр Турбин), Софьи в «Возвращении» по Тургеневу (режиссёр П. Резников), Мирандолины в пьесе Гольдони «Трактирщица». Однако, только к концу 1970-х Гундарева заняла место примы театра — главный режиссёр неоднократно отдавал главные роли другим актрисам[5].

В кино, в эпизодических ролях, Наталья Гундарева начала сниматься ещё с 1966 года. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине Сладкая женщина Владимира Фетина. Гундарева начинает получать предложения о съёмках одно за другим от ведущих режиссёров страны. 1970-е годы становятся горячим временем — в репертуаре практически нет проходных ролей. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она признана лучшей актрисой[2].
[править]
Расцвет карьеры

1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и в кинематографической карьеры актрисы. Она уходит от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы признанные классикой.

Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда» [6]. Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны пригласил Наталью Гундареву.

Честно говоря, дело тут не только в инсценировке, тогда у меня не было Н. Гундаревой. Ни на Бронной, ни потом в ГИТИСе я не мог осуществить ни инсценировку Дикого, ни свою, над которой начал работать, из-за отсутствия актрисы, способной поднять эту роль. Сергея-то найти было возможно; Катерину Львовну — нет!

— Андрей Гончаров «Режиссёрские тетради» [5]

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории театра Маяковского и с успехом шёл течение 13 лет.

Другой её значимой героиней в репертуаре стала Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон». За эту роль актриса была удостоена Государственной премии РСФСР. Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота» (1981 год, режиссёр Мельников). К сожалению фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.

Фильмы «Одиноким предоставляется общежитие» (режиссёр С.Самсонов) и «Хозяйка детского дома» (режиссёр В. Кремнев) вышедшие в 1984 году затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под» Гундареву. Темы поднятые в картинах и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства — Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере [7].

В 1984 году актриса удостоена Государственной премии СССР за совокупность театральных работ.
Последние годы

С начала 1990-х актриса меньше снимается и репетирует. Сетует на то что всё меньше ролей ей предлагают и подходят для неё. Одной из заметных работ становится роль леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» и княгине Шадурской в сериале «Петербургские тайны».

Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993—1995 работала в Госдуме в фракции «Женщины России» [8].

Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить пагубную привычку. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя[9].

Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997). В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию[6][10]. Последнюю роль — Василису Саввичну в сериале «Саломея» — актриса сыграла в начале 2001 года и зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой[11].

Гундарева, появившаяся на обложках глянцевых журналов после пластической операции, выглядела сногсшибательно, но это была всего лишь фотогеничная маска. На телеэкране — в движении все обстояло не столь радужно. Застывшее лицо отказывалось слушаться, и, судя по всему, это стало потрясением для чрезвычайно требовательной к себе актрисы… После радикального изменения внешности организм испытывает стресс, потому что сам себя не узнает.

— врач-невролог Нина Андриенко [8]

Гундарева, преданная одному театру, редко играла в антрепризных спектаклях и постановках других творческих коллективов. Она привыкла к определённой традиции и манере. В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабалу святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку и она начала репетиции. Однако, в новом коллективе были свои порядки и ей сложно было с ними свыкнуться. Гундарева всегда ответственно относилась к работе. Как вспоминал Игорь Костолевский: Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему все происходит не вовремя. В итоге от роли, незадолго до премьеры, Гундарева отказалась[12][13].

Июль 2001 года запомнился москвичам аномальной жарой[14]. Лето Наталья Гундарева проводила на даче в Подмосковье в районе станции Дедовск. В ночь с 18 на 19 июля Наталья Гундарева почувствовала себя плохо, и была доставлена в больницу с диагнозом нарушение мозгового кровообращения. Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко и ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева, полностью пришла в себя[15].

Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулась речь и ограниченно движение. Врачи начали давать осторожно позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей. В 2002 в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения[16].

Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полного выздоровления не наступало. В 2002 году во время прогулки подскользнулась и ударилась затылком.

15 мая 2005 года Наталья Георгиевна Гундарева скончалась в больнице Св. Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта. Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве[17].
Очерк творчества

Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущались, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность[6].

За почти 30-летнюю творческую карьеру Гундаревой удаётся создать галерею разноплановых образов. Первая же роль Липочки в «Банкроте» показала то, что актриса способна передавать тонкие нюансы психологии героини. Способность раскрыть и донести режиссёрскую мысль для персонажей с самых разных полюсов, ещё одна грань таланта актрисы ученицы вахтанговской школы [18]. Сценарист Александр Володин упоминал даже о том, что с Гундаревой стало отождествляться представление о том, что её героини пошлые и приземлённые создания, своего рода хозяйки современной жизни. Но и в таких образах можно было увидеть тонкие штрихи, которые актриса создала своим дарованием в неприглядных героях. Карен Шахназаров считал, что Гундаревой, как никому другому в советском театре и кино, свойственны страстность, темперамент и точность в деталях. Её работа в фильме «Зимний вечер в Гаграх», по словам Шахназарова, спасла плоскую и маловыразительную по сценарию роль певицы Мельниковой[8].

Гундарева всегда считала себя, прежде всего, театральной актрисой. Андрей Гончаров стал для неё больше чем режиссёром и наставником. Как актриса написала в статье посвящённой его памяти: Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера…[5]. Партнёры по сцене считали, что Наталья Гундарева и Армен Джигарханян — идеальные актёры для Гончарова. Гундаревой всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы её было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко, создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей[19].

Мне кажется, что театр из Храма превращается в балаган. Из носителя духовности и нравственности — в царство натурализма, цинизма и примитивизма… Все традиции, которые складывались десятилетиями, попираются и осмеиваются новыми дельцами от искусства. Этот вирус проникает даже и в традиционные реалистические классические постановки, которых становится все меньше, — их просто уже стыдятся ставить.

— из интервью актрисы [15]

Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре как художественное чтение. Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова. Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записывает для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читает прозу Лескова[5].

Теперь очевидно, что, ограничивая актрису, режиссёры словно насильно совершили выдающееся открытие. Таких «простых» женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино ещё не было. «И простые бывают роковыми, а роковые — простыми»…

— Михаил Трофименков[18]
Семья и личная жизнь

Наталья Гундарева трижды была замужем. В 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв» она познакомилась с Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Известный режиссёр был на 14 лет старше молодой актрисы. Сразу после съёмок они поженились. Леонид Ефимович, который до того как обзавёлся семьёй не имел своего жилья и обитал прямо в театре — получил квартиру. Через шесть лет супруги развелись. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью[20].

В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым. После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.

Михаил Филиппов, актёр театра Маяковского с 1973 года, и с Гундаревой они были давними знакомыми. В 1986 году они поженились и в этом браке актриса обрела счастье, не расставшись с Михаилом до самой смерти. До брака с Гундаревой Филиппов был женат на дочери Андропова — Ирине[20]. Как вспоминала сама актриса

Миша пришёл в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу, — Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы… Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…


Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской[9].

О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать. Детей у Натальи Гундаревой не было. Сама она говорила, что детей ей заменил театр[16]. Однако у Натальи Гундаревой в 40 лет появилась так называемая «приемная дочь» Ирина. Об ней писал муж Гундаревой Михаил Филиппов в книге воспоминаний "Наташа": «Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку...» Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли - Человеческого детеныша - Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребенку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали - она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы.
[править]
Награды и премии
Лучшая актриса года по результатам опросов журнала «Советский экран» (1977, 1981, 1985, 1990)
Премия Ленинского комсомола (1978)
Государственная премия РСФСР (1980)
Приз IX Международного кинофестиваля в Болгарии (1981)
Государственная премия СССР (1984)
Народная артистка РСФСР (1986)
Премия Союза кинематографистов России «НИКА» в номинации «Актриса года» (1990)
Приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990)
Приз на Международном кинофестивале в Монреале в номинации «Лучшая женская роль» (1990).
Премия Москвы (1994)
Премия «Хрустальная Турандот» (1996)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 февраля 1998) — за большие заслуги в развитии театрального искусства[21]
Независимая премия «Кумир» (1999)
Премия МКФ «Восток-Запад» в Баку за лучший женский образ (2000)
Международная театральная премия им. Станиславского (2001)
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2002)
Приз Российской академии кино «Золотой орёл» в номинации «Лучшая актриса года» за фильм «Ростов-папа» (2003)
[править]
Фильмография
1972 — Здравствуй и прощай — Наденька
1972 — В Москве проездом
1973 — Назначение
1973 — Ищу человека
1974 — Хмырь — здоровячка
1974 — Смешные люди
1974 — Осень — Дуся
1974 — Самый жаркий месяц — Таня
1974 — Сергеев ищет Сергеева — председатель месткома
1974 — Счастье не ищут в одиночку — Майка
1974 — Не страшное — Елена
1974 — Возвращение — Софья
1975 — Трактирщица — Мирандолина
1976 — Сладкая женщина — Анна Александровна Доброхотова
1977 — Подранки — Тася
1977 — Труффальдино из Бергамо — Смеральдина
1978 — Гарантирую жизнь — Ольга
1977 — Обратная связь — Медведева
1978 — Уходя — уходи
1978 — Капитанская дочка (телеспектакль) — Екатерина Вторая
1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — Катя Никанорова
1978 — След на земле — Клава
1979 — Отпуск в сентябре — Валерия
1979 — Осенний марафон — Нина Евлампиевна Бузыкина
1980 — Следствие ведут знатоки. Ушёл и не вернулся — Алена Миловидова
1980 — Белый снег России — Надежда, русская жена Алехина
1980 — Однажды двадцать лет спустя — Надя Круглова
1980 — Мнимый больной — Белина
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Зина
1980 — Дульсинея Тобосская — Альдонса-Дульсинея
1981 — Проданный смех
1980 — Незваный друг — Глушенкова
1982 — Детский мир
1983 — Одиноким предоставляется общежитие — Вера Николаевна Голубева
1983 — Подросток — Татьяна Павловна
1983 — Срок давности
1983 — Хозяйка детского дома — Александра Ивановна Ванеева
1983 — Обрыв — Марфинька
1984 — И жизнь, и слёзы, и любовь — повариха
1985 — Подвиг Одессы — Груша
1985 — Зимний вечер в Гаграх — певица Мельникова
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Иванова
1985 — Прощание славянки
1985 — Дети солнца — Мелания
1987 — Избранник судьбы — трактирщица
1988 — Жизнь Клима Самгина — Марина Зотова
198? — Переход на летнее время — Венцова
1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Аэлита
1989 — Оно — Клемантинка де Бурбон
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века — вдова Длинного
1989 — Сердце не камень
1990 — Паспорт
1990 — Собачий пир
1990 — Искушение Б. — Наташа
1991 — Виват, гардемарины! — Императрица Елизавета
1991 — Чокнутые — княгиня Отрешкова
1991 — Затерянный в Сибири — Фаина
1991 — Тысяча долларов в одну сторону
1991 — Курица — Алла
1991 — Небеса обетованные — Люська
1992 — Гардемарины 3 — царица Елизавета
1992 — Осколок «Челенджера»
1993 — Альфонс — Света
1993 — Личная жизнь королевы
1993 — Заложники «Дьявола» — Сергеева
1994 — Петербургские тайны — княгиня Татьяна Львовна Шадурская
1995 — Московские каникулы — Дуся
1996 — Милый друг давно забытых лет
1998 — Райское яблочко — Крутилина
1998 — Хочу в тюрьму — Маня
1999 — Криминальное танго
1998 — Развязка петербургских тайн — княгиня Татьяна Львовна Шадурская
2001 — Ростов-папа
2000 — Любовь.ru — Марина
2001 — Саломея — сваха Василиса Саввична