Вильгельм Гауф

Вильгельм Гауф

Дата рождения: 29 ноября 1802 года.

Дата смерти: 18 ноября 1827 года.

Биография:

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фредерика Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Вильгельмины Эльзассер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству.

В 1809 году, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.

Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии. За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене, пoceтил Кассель, родину братьев Гримм, Бремен, топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке», побывал в Берлине, Лейпциге, Дрездене.

Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф-Аист» и другие, сразу приобревшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки. В нашей стране Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными В. Г. Белинским, такими, как «Отелло», «Нищенка с Pon de Arts». В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond). Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть ученик (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений. Ну а роман «Человек с Луны» был написан, как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клорена (Heinrich Clauren). В отместку Клорен предпринял своеобразную атаку на все творчество Гауфа. Гауф в ответ написал саркастическую новеллу «Спорная проповедь Г. Клорена о „Человеке с Луны“», в которой изложил свои взгляды на слащавую и нездоровую литературу, которой Клорен буквально наводнил страну.

Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн», ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке. Этот роман приобретает огромную популярность в Германии, и особенно на землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края. Во время своих путешествий Гауф также дописывает «Мемуары сатаны» и публикует несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро становятся народными песнями.

В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгардской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим — 18 ноября 1827 года он умирает от лихорадки.

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.

В Байрсброне находится «Музей сказок Вильгельма Гауфа» (нем. Hauffs Märchenmuseum).



Литературное творчество:




Сказки

Märchen-Almanach auf das Jahr 1826 für Söhne und Töchter gebildeter Stände ( Альманах сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий )


Märchen als Almanach (Вступление)

Die Karawane (Караван)

Die Geschichte vom Kalif Storch (История о калифе-аисте)

Die Geschichte von dem Gespensterschiff (История о корабле-призраке)

Die Geschichte von der abgehauenen Hand (История об отрубленной руке)

Die Errettung Fatmes (Спасение Фатимы)

Die Geschichte vom kleinen Muck (История о маленьком Муке)

Das Märchen vom falschen Prinzen (История о мнимом принце)


Märchen-Almanach auf das Jahr 1827 für Söhne und Töchter gebildeter Stände ( Альманах сказок января 1827 года для сыновей и дочерей знатных сословий )


Der Scheik von Alessandria und seine Sklaven (Александрийский шейх и его невольники)

Der Zwerg Nase (Карлик-Нос)

Abner, der Jude, der nichts gesehen hat (Абнер, еврей, который ничего не видел)

Der arme Stephan

Der gebackene Kopf

Der Affe als Mensch (Обезьяна в роли человека)

Das Fest der Unterirdischen — von Wilhelm Grimm

Schneeweißchen und Rosenrot — von Wilhelm Grimm (Беляночка и Розочка)

Die Geschichte Almansors (История Альмансора)


Märchen-Almanach auf das Jahr 1828 für Söhne und Töchter gebildeter Stände ( Альманах сказок января 1828 года для сыновей и дочерей знатных сословий )


Das Wirtshaus im Spessart (Трактир в Шпессарте)

Die Sage vom Hirschgulden (Рассказ о гульдене с оленем)

Das kalte Herz (Холодное сердце)

Saids Schicksale (Приключения Саида)

Die Höhle von Steenfoll — Eine schottländische Sage (Стинфоллская пещера)


Романы


Lichtenstein

In König Laurins Rosengarten (Розовый сад короля Лоренса)


Сатирические произведения


Der Mann im Mond oder Der Zug des Herzens ist des Schicksals Stimme;

Mittheilungen aus den Memoiren des Satan

Controvers-Predigt über H. Clauren und den Mann im Mond


Рассказы


Othello

Die Sängerin

Die Bettlerin von Pont des Arts

Jud Süß

Die letzten Ritter von Marienburg

Das Bild des Kaisers

Phantasien im Bremer Ratskeller, ein Herbstgeschenk für Freunde des Weines ("Фантасмагории в Бременском винном погребке")

Die Bücher und die Lesewelt

Freie Stunden am Fenster

Der ästhetische Klub

Ein Paar Reisestunden


Легенды


Der Reußenstein