Михаил Гершензон

Михаил Гершензон

Дата рождения: 1 июля 1869 года.

Дата смерти: 19 февраля 1925 года.

Ме́йлих Гершензо́н родился в губернском городе Кишинёве в семье Пинхус-Йосефа Лейбовича (Иосифа Львовича) Гершензона, мелкого коммерсанта и частного поверенного из города Литина, и Гитли (Голды Яковлевны) Цысиной.[1] С 1875 года учился в хедере, затем в частном Кишинёвском еврейском общественном училище, в 1887 году окончил I кишинёвскую казённую гимназию. На протяжении двух лет слушал курс лекций по истории и философии в Берлинском Политехникуме (1887-89). В 1894 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и журналом «Русская мысль». С конца 1890-х гг. занялся исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, занимался изучением движения декабристов и наследием А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, западников и славянофилов 1830—40 гг. Редактор литературного отдела журналов «Научное слово» и «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907-08), сотрудник газет «Русская молва» и «Биржевые новости» (1912—13).

В 1909 году выступил инициатором издания (а также как автор вступительного слова) сборника «Вехи», объединившего значительных представителей русской философской мысли: Н.A. Бердяева, о. С.H. Булгакова, С. Л. Франка и других.

С начала 1910-х годов сконцентрировался на публикации литературно-исторических материалов, специально для которых издавал сборники «Русские пропилеи» (1915—1919, 6 томов) и «Новые пропилеи» (1923). В сотрудничестве с Московским религиозно-философским обществом издал собрание сочинений И. В. Киреевского (1911, 2 тома) и П. Я. Чаадаева (1913—1914, 2 тома), участвовал в разработке серии «Памятники мировой литературы» (с 1911).

После Февральской революции — председатель Всероссийского союза писателей. В 1920—21 гг. член бюро Литературного отдела Наркомпроса, член коллегии 4-ой секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук.

Автор работ о Пушкине («Мудрость Пушкина», 1919), Чаадаеве, эпохе Николая I, соавтор (с Вяч. Ивановым) философски-публицистической «Переписки из двух углов» (1921) и других сочинений. После дела Бейлиса, начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир», опубликовал работу о еврейском поэте X.H. Бялике (1914), предисловие к составленному его близким другом В. Ф. Ходасевичем и Л. Б. Яффе (Лев Борисович, 1875—1948) сборнику русских переводов из новой поэзии на иврите «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918), в 1922 году философские эссе «Ключ веры» и «Судьбы еврейского народа», в которых противопоставлял сионизму идею универсализма еврейского духа.